понедельник, 12 января 2015 г.

Идейно-эстетичные поиски украинских писателей " Расстрелянного возрождения"

Конец Xix-Начало XX ст. в европейской культуре обозначился сложным процессом поисков новых форм, идей и эстетичных основ воспроизведения жизни в искусстве. Прикметними чертами этого времени становятся тревога и драматизм, разрушение стариков и создание новых форм искусства, нового мироощущения. Адекватными формами постижения действительности теперь признаются музыка, поэзия, творческое озарение; приоритетное значение отводилось яркой индивидуальности художника, которое предопределяло появление нового типа эстетичного сознания, закладка основ модернизма и авангардизма. Это движение оказало себя еще во второй половине XIX ст. в французской поэзии — творчества ПИ. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена, а потом быстро закоренился в литературно-художественных сердцевинах "Молодой Бельгии", "Молодой Польши" и творчества российских писателей " серебряного возраста".Творческая генерация молодых украинских писателей начала XX ст. не только порывалась к свежим, прогрессивных европейских веяний, но и старалась возвратить отечественному искусству его имманентные черты, остерегаясь застоя, тупиков и хуторянства в национальном писательстве. Они требовали коренного переворота в культуре, обновление человека и литературы согласно неотвратимой динамике исторического развития цивилизации. Именно этот главный тонус, тонус активного восприятия жизни и активного отношения к нему прохватывает все творческое существо самобытных представителей этой генерации: Г. Семенка. Г. Волнового, Ю. Яновського, Є. Плужнина, М. Йогансена, Б. Антоненко-Давыдовича, Г. Косынку, В. Сосюру, П. Тычину, Т. Осьмачку, Є. Маланюка и багатьохинших.


Носителем новых идей в украинской культуре становится Михаил Семенко. Поэт теоретически обосновывался принципы авангардного искусства в своих манифестах "Сам", " Кверо-Футуризм" и журналах "Семафор в будущее", "Катафалк искусства", "Бумеранг" и др. Эти манифесты направлялись против любого культа в искусстве ( свыше всех — против характерного для украинской культуры культа Т. Шевченко), а также против искусства провинциального, хуторянского. Г. Семенко выступал за разрушения " старого искусства" на уровне формы (пародирование заштампованных поэтических приемов, переход к верлибру и тонической системе стихосложения) и содержания ("эстетство наизнанку", ломка образной системы произведений, фрагментарность образов). Тяготение к экспериментаторству, созданию осложненных художественных форм (поезофильм), склонность к разорванным ассоциациям, которое провозглашало тенденцию к элитарному искусству, — все это воплотилось в сборниках писателя "Пъеро задается", "Пъеро любит", "Пъеро мертвопетлюе". Г. Семенко был "фигурой времена". Он одним из первых начал сплачивать литературные силы — так образовались литературные группировки "Фламинго", "Космос", "Аспанфут", "Новая Генерация", участники которых воплощали в собственном творчестве принципы кверота панфутуризму: дикой и горячей свободы, раскованности, глубины эмоциональности, обнаженной откровенности, освобождение жизненной энергии. Центральной фигурой литературного процесса 20-х лет, эпицентром борьбы за национальное возрождение был Николай Волновой. Именно с него именем связанная скандально известная литературная дискуссия 1925-1928 лет о путях развития украинской культуры. Волновой выступает против засилия масовизму ( то есть писателей из необразованных крестьян и рабочих, которые создавали литературу для массового читателя), против "банализаций искусства", возведение его к роли идеологического обслуживания партийной и государственной политики. Он алкал активного романтизма, "романтики витайзму", что был для него синтезом " нового созерцания, нового мироощущения, новых сложных вибраций". Активный романтизм не связывает художника никакой мертвой догмой — нет относительно формы, ни относительно темы, ни относительно жанра. Волновой и его последователи (ранний Тычина, Днепровский, Смолич) понимали, что единство их стиля, как проявление мироощущения новейшего украинства, определяется не формой, темой или жанром, а высшими общими законами, которые вытекают из тех исключительных условий бытия и сознания украинской нации, которые формируют ее силу и определяют место и роль на найближче будущее. Поэтому и выдвигали они лозунга ориентации украинской культуры на Европу не как географическую, а как психологическую категорию. "Это — Европа грандиозной цивилизации, Европа — Гете, Дарвина, Байрона". То есть Волновой, как и Семенко, выступал за элитарное искусство, искусство как "средство познания жизни", искусство глубокой мысли и сложной образности. Ведь активный романтизм должен был быть наследником всех стилевых художественных достояний прошлого в философсько-художественном синтезе и новом качестве


Однако с бегом времени оказалась неопровержимая истина, что все ожидания на возрождение украинской нации на грунте новых грандиозных идей были напрасными, а наш народ в перспективе имел лишь тюрьмы, принудительные лагеря и массовый голод. Величественную духовную экспансию гуманистического опыта всего человечества было насильно прекращено. Все адепты бодро- радостного мироощущения и оптимистичного возрождения национальных идей были или морально, или физически уничтоженные в начале 30-х рокив. их имена остались в истории как имена представителей " расстрелянного возрождения". Именно они в своих разнообразных стилевых поисках и экспериментаторских проектах отбивали дух революционного романтизма времена — времена большого вызова истории и своевольной перестройки мира



Идейно-эстетичные поиски украинских писателей " Расстрелянного возрождения"

Комментариев нет:

Отправить комментарий