Проблема добра и зла, их природы и сущности - одно из одвичних вопросов, которое издавна заставляло спорить философов, волновало многих художников и поетив, среди которых и Вольтер, выдающийся французский мыслитель и майстерслова.
Комедия "Простодушный" - один из найдраматичниших произведений писателя, в котором он рассматривает конфликт между "сыном природы" и "цивилизованным обществом" и одновременно решает вопрос о том, кто является носителем добра в этом мире, возможное ли "малое зло" во имя " большого блага".
Молодой европеец, который вырос среди индейского племени гуронив, возвращается к Франции. Простодушный честный и прямой в своих мыслях и желаниях. Простодушный герой сталкивается с несправедливостью, цинизмом и пороком "цивилизованного" мира. Он хочет любить, а "добродетельные" родственники госпожа где Сент-ив отсылают его любимую к монастырю - тюрьмы, где держат молодых и красивых девушек. Такой жестокости никогда не было в гуронив, а после объяснений аббата о браке, для заключения которого нужны нотариусы, свидетели, договоренности, герой делает вывод, что французы - бесчестные люди, если для освящения высокого чувства любви им необходимые такие мизерные и никчемные оговорочные меры. Гурон не может понять, почему любовь воспринимается как грех. Для него, варвара, - это нежное, благородное и чистое чувства, что является источником добра и возвеличивание человека
Индеец хочет бороться за свое счастье, но сталкивается с еще большим злом общества, где " с людьми ведут себя, как с обезьянами: бьют, а потом принуждают танцевать". Простодушный отбивает нападение вражеской эскадры на французский берег и спешит к Парижу, чтобы получить справедливое вознаграждение за свой подвиг. И вместо сподиваной благодарности за мужество и самоотверженное служение королю гурона ждет заключения, потому что клеветы и безосновательные аресты - еще один признак "добродетельных" порядков "цивилизованной" государства. Гурон в отчаянии смотрит через играть на прекрасные и далекие звезды, которые сияют в безграничном пространстве Вселенной, и не может постичь, почему в этом уголку земли, куда привела его судьба, есть создания, которые лишают человека свободы - наивысшего блага, данного ей Богом. Простодушный упоминает страну своего детства и снова доходит вывода, который носителями добра в этом мире есть люди природы - суровые, но искренние: "Их называют варварами, потому что они мстят врагам, но зато они никогда не притесняют друзей".
Гурона поражают произвол и безграничность жестокости и зла, которые властвуют в европейском обществе, история которого - это картина преступлений и несчастий, диких за своей сутью обычаев и порядков. Зло стало неминуемым спутником государственного устройства. Вот что говорит прекрасной Сент-ив один член правительства: "Я не имею права делать добро; вся моя власть сводится к тому, что время от времени я могу делать зло".
Кульминацией конфликта добра и зла становится решение госпожа Сент-ив освободить Простодушного из тюрьмы ценой своего бесчестия. Несчастная девушка вынуждена отдаться развратному вельможи, чтобы спасти возлюбленного. Она колеблется, но все уверяют, что поступок ее не будет изменой, а наоборот - священным долгом перед своим майбутнимчоловиком.
Наконец горемычная Сент-ив решается на тот грех, которого требует от нее жестокая судьба, - и сразу ее любимого освобождают. Поступок госпожа где Сент-ив - малое зло ради большого блага. И может ли грех, даже вынужденный, породить добро и счастье? Сложный и противоречивый вопрос, но мне кажется, ответом на него есть смерть девушки, которая не смогла снести обиды и унижения, ощущать это бремя на сердце, который всегда бы омрачал ее жизнь с любимым. По моему мнению, и Простодушный не смог бы быть счастливым, знавая, чем пожертвовала ради него Сент-ив.
Возлюбленная умирает, а неутешительный гурон до конца жизни остается верным этой нежной и самоотверженной девушке, которую отобрали у него силы зла, воплощенные не в стихии или войне, а в "добродетельных" обычаях " цивилизованного общества".
Грубые варвары оказались более причастными к идее добра, чем просвещенные европейцы, способны извести любовь, изуродовать души чистых и прекраснихлюдей.
Проблема добра и зла в комедии Вольтера "Простодушный"
Комментариев нет:
Отправить комментарий