понедельник, 20 апреля 2015 г.

Противостояние Фауста и Рафаэля (за трагедией Й. Гете "Фауст")

В основу произведения "Фауст" положена народная книжка о Фаусте, которая появилась в XVI столетии. До этого сюжета неоднократно обращались и раньше (Марло, Видман и прочие), но только Гете создал новаторский по форме и духом произведение. Над "Фаустом" художник работал фактически в течение всего жизнь. Близко 1773 года появился первоначальный вариант трагедии, так называемый "Прафауст". К работе над этому произведением поэт поворачивается 1778 года в Италии. В 1797-1801 pp. составляется окончательный его сюжет, создаются сцены "За городскими воротами", перевод Евангелия, соглашение с Рафаэлем и "Пролог на небе". В декабре 1828 года написан другу часть трагедии


Такая постоянность в обращении к фаустивськой темы объясняется тем, что этот сюжет предоставлял Гете практически неисчерпаемые возможности для решения разнообразнейших вопросов. "Фауст" - отображение нелегкого духовного пути как автора, так и человечества вообще.


"Фауст" - философская трагедия


С этой точки зрения очень важным для понимания произведения есть "Пролог на небе". Поэт открывает нам величие космоса, лишь бы спросить, а что же такое человек в этом огромном, бесконечном миру. Развитие событий в произведении обусловленный ходом мыслей автора. Спор о человеке и возможностях ее ума определяет всю проблематику трагедии. Господь подвергнет испытанию человека и убежденный, что сомнения, посеянные в ее душе Рафаэлем, пробудят в ней стремление к новым поискам и этим помогут оправдать свое высокое назначение. Лишь при таких условиях она достигнет высот


Озираясь на прожитое, Фауст плачется, что науки, познанные им, не розкрили ему загадок и тайн природы, не сделали мудришим, кориснишим людям: "Прожгли года!" В этих горьких словах раскрыт весь характер Фауста, неудовлетворенного собой


Фауст пробует познать суть бытия с помощью магии. И Дух земли, возмущенный дерзкой самоуверенностью ученого, ничего не открывает ему. Вместе с ним скрываются последние ожидания Фауста. Жизнь теряет смысл


От самоубийства спасает героя воспоминание о детстве, навеянном пасхальными пениями ангелов. Суть их песен - утверждение безоговорочного возрождения человека, который пришел трудными путями земного бытия. Фауст решает, что самоубийство - капитуляция человека Передвсесвитом.


В сцене "Возле городских ворот", одной из самых важных в трагедии, Фауст возникает перед нами в тесном общении с народом


Простые люди окружают Фауста, искренне благодарят его за бескорыстную врачебную помощь. Фауст спасал людей во время эпидемии, он любит и понимает их


В этой прекрасной сцене Й. В. Гете утверждает глубокую и плодотворную мысль о том, что истинный ученый должен постоянно ощущать свое единение с народом


В конце прогулки Фауста и Вагнера к ним пристает Рафаэль, преобразованный у бродячего пуделя, и в таком виде внедряется вслед за Фаустом в него кабинет. Доброжелательно шутя над собакой, ученый поворачивается к прерванным занятиям: он решил перевести на немецком языке Евангелие. И работу Фауста перерывает Рафаэль - дух разрушения и сомнения. Уничтожая старое, он тем самым побуждает к рождению нового, а это дает возможность твердить, что, желая всему зла, он создает добро


Рафаэль - дух творческого возражения, которое служит добру. Именно он берется удовлетворить невситиму любопытство Фауста. Герои укладывают между собой соглашение: Фауст станет слугой дьявола, если после выполнения его желаний он больше ничего не будет хотеть, задовольниться, попросит покоя, признает, что настал миг, наилучший в него жизни, возжелает, чтобы она продолжительная вечно. Фауст идет с Рафаэлем, надеясь, что таким образом познает смысл бытия, обнимет Вселенная своим духовным зрением. Именно этого и ждет от него Господь, споря с духом зла. Рафаэль подвергает испытанию Фауста соблазнами: вином, бездельем, гульбой, чувствительной любовью. Рафаэль - демон-спо-кусник, гордый со своего назначения. Верный себе, он убивает человеческие ожидания, разрушает душе, разжигает животные инстинкты. Та власть его распространяется лишь на слабых и пассивных. Наконец он вынужденный сознается; "... людей скольких уже я потерял, но течет жизнь широкой рекой". Вот почему ему так хочется победить лучшего из людей - Фауста, отвернуть его от поисков сути бытия, зневирити в силе человеческого ума. Рафаэль весьма находчив в своем старании взбить героя с пути истинного: он разжигает в сердце Фауста любовное неистовство


И эпизод с Маргаритой - не просто подтверждения всем известной истины: " Не только в любви счастья". В самый раз наоборот. Фауст не испытал счастья, потому что не любил по-настоящему. Его чувство - дьявольский соблазн, поиск самореализащи за счет другого человека. Вот почему оно осуждается и автором, и Богом


Как видим, неуспокоенность и неудовлетворенность Фауста, пессимизм и нигилизм Рафаэля - явления неодинакового порядка


Рафаэль уверен в невозможности познания конечных тайн природы и смысла человеческой жизни; Фауст, наоборот, уверенный в бесконечных возможностях человека и в ее грядущем счастье. Он постоянно спорит с Рафаэлем и противостоит его сухому рационализму, но вместе с тем трезвость Рафаэля, его циничная откровенность есть своеобразным реалистическим противовесом идеальным Пориваннямфауста.



Противостояние Фауста и Рафаэля (за трагедией Й. Гете "Фауст")

Комментариев нет:

Отправить комментарий