АНДРУХОВИЧ ЮРИЙ
(родился 1960 года)
Родился ум. Станиславе (ныне Ивано-Франковск). Закончил редакторское отделение Украинского полиграфического института в Льве (1982), Высшие литературные курсы при Литературном институте в Москве (1991), аспирантуру института литературы НАН Украины
Работал газетчиком, некоторое время возглавляло отдел поэзии ивано-франковской газеты "Перевал" (1991 - 1995). Был соредактором газеты "Четверг" (1991 - 1996). Живет у Ивано-Франковскую
Поэт, прозаик, эссеист. В 1985 г. вместе из О. ирванцем и В. Горемыкой основал литературную группировку "Бурлеск - Балаган - Буффонада" ( Бу-Ба-Бу), Автор поэтических сборников "Небо и площади" (1985), " Среди-Города" (1989), "Экзотические птицы и растения" (1991), прозаических произведений: "Слева, где сердце" (цикл рассказов, 1989), романов "Рекреации" (1992), "Московиада" (1993), "Перверзия" (1996), многочисленных публикаций в периодических и антологичнихвиданнях.
Определяющее направление творчества Андруховича - постмодернизм, для которого характерное разрушение иллюзий, эклектика (смешивание мировоззренческих идей, взглядов, стилей), влечение к архаике, коллективному подсознательному, игровой стиль, интертекстуальнисть тощо.
Юрий Андрухович как классик "актуальной" украинской литературы
В современной украинской постмодерной литературе можно назвать нескольких авторов, которые не только пишут для "посвященных", но и приобрели благосколонность значительной читательской аудитории как в Украине, так и за ее пределами. В этом ряде будет и имя Юрия Андруховича, известного поэта, прозаика, эссеиста, без преувеличения современного классика. Он начал свою деятельность в составе поэтического кружка " Бу-Ба-Бу", название которого расшифровывается как абревиация слов "бурлеск", "балаган" и "буффонада". В 1985 году увидела мир поэтический сборник Юрия Андруховича "Небо и площади", а в 1989 - "Середмистя". Следующий сборник поэзий выходит в 1990 году под названием "Экзотические птицы и растения". Начавши как поэт, Юрий Андрухович со временем обратился к такому эпическому жанру, как роман. Он автор своеобразной трилогии: "Рекреации" (1992), "Московиада" (1993), "Перверзия" (1996). Кроме оригинального авторского взгляда на мир и людей, их объединяет круг поднятых проблем и общие герои
Творчество Юрия Андруховича - ярчайшее проявление постмодернизма в украинской литературе. Как и западные писатели-постмодернисти, в своих романах он широко использует интертекстуальнисть, так называемый "текст в тексте". Автор "прочитывает" традиционные образа и сюжеты, произведения предшественников, своеобразно переосмысливая их. Герои его романов живут в мире, просякнутому культурными реалиями. Так, персонаже "Рекреаций" сравниваются с писателями " расстрелянного возрождения", а сюжет романа "Перверзия" с постоянными блужданиями главный герой навеян эпическими произведениями, в основе которых лежит мотив путешествия, - "илиадою" Гомера и "Енейдою" Вергилия. Характерное также и частое употребление библейских мотивов и образов, которые объединяются с античными. Например, герои "Перверзий" соотносятся или с мифологическими (Ада - нимфа, дриада, Янус Мария Ризенбокк - двуликий Янус, сатир), или с библейскими лицами (Ада - Саломея, Стах через образ рыбы ассоциируется с Исусом Христом). Происходит характерное для постмодернизма смешивания действительности и фантастики, пространство мифологизуеться, что подтверждает и имеющаяся в "Перверзий" финальная сцена преобразования героев на сказочных существ. Срывание масок, которые скрывали истинную суть персонажей, напоминает подобный мотив в романе "Мастер и Маргарита" Г. Булгакова
Благодаря символизации текста, использованию. многочисленных аллюзий, реминисценций и иногда даже прямых цитат, которые являются непременной чертой постмодерного произведения, автором достигается символическая многозначность текста. Юрий Андрухович старается избавиться любой единственно правильной точки зрения. Писатель отказывается от претензии создать объективную модель мира, подавая вместо того множество ее версий. Отдельные части (особенно это характерно для "Перверзий") объединяются по принципу коллажа, не создавая структурного единства. Картина мира распадается на множество обломков. Художник передает характерное для современного мировоззрения ощущение абсурдности, нереальности бытия. Стираются границы между реальностью и иллюзией. Произведения Андруховича находятся в русле современных философских и эстетичных поисков. Так, в "Рекреациях" иронически обигруеться актуальная сейчас проблема духовного воскресения наций, а в "Перверзий" осмысливается кризисное положение всего современного мира и возможные пути выхода из этого мировоззренческого угла. Характерной для всех произведений писателя есть проблема поиска человеком собственной самоидентичности, утраченной в абсурдном миру
Писатель первым в украинской литературе дал образец популярной сейчас карнавальной прозы, которой присущее жанровое и стилевое багатоманитнтя, равноправие "высокого" и "низкого" в произведении. Андрухович имитирует разные литературные стили: барокко, магический реализм, украинский бурлеск и травестию, маньеризм и т.п. Так, влияния барокко оказываются в стремлении до карнавализаций, театрализации действительности, бурлескно-травестийна поетика - в несоответствия между серьезным значением изложенных событий та их "низким" оформлением, которые вызывает комический эффект
Ирония становится руководящей чертой всех произведений современного искусства. Юрием Андруховичем иронически переосмысливаются актуальные проблемы современной философии: феминизм, вопрос относительности любых абсолютов, проблема переосмысления устойчивых ценностей, видение мира как текста и т.п. Примером такого пародийного воспроизведения есть доклады участников семинара в романе "Перверзия".
Таким образом, прикметною чертой постмодерных произведений является отсутствие канонов, ограничений, которая (отсутствие) самая становится каноном и позволяет передать множественность взглядов на мир и невозможность существования любых императивов, а следовательно, ощущение абсурдности мира и ирреальности бытия
Произведение на тему Юрий Андрухович как классик "актуальной" украинской литературы
Комментариев нет:
Отправить комментарий