среда, 22 апреля 2015 г.

Наш современник Вильям Шекспир

Не плоть, не дух распадется в наши дни,


и человек отчаянно грустит


Ф. Тютчев


Шекспир был самым большим драматургом-гуманистом Англии. Его творчество - вершина литературы эпохи Возрождения. Нет ничего странного в том, что в наше время пьесы Шекспира не сходят из подмосток театров мира. Большой драматург говорил о вечном и неизменяемом, - о человеке, поэтому он всегда современный и затребован зрителем


Первая биография Шекспира была написана, когда никого из него современников уже не было в живых. Бедность биографических данных привела к возникновению так называемых антишекспировских теорий, то есть предположений о том, что актер Вильям Шекспир не был на самом деле автором пьес, известных под него именем, который их написал тот или другой из него современников-аристократов, который уплатил Шекспиру за право подписываться его фамилией. Сторонники этих теорий приписывали творение Шекспира разным лицам, например выдающемуся английскому ученому и философу Бекону или графу Ретленду, в биографии которого ряд фактов совпадает с некоторыми моментами шекспиривськихпъес.


Но кто бы не стоял за именем большого драматурга, несомненно, это был человек очень одаренный. Шекспир превзошел современников мастерством построения действия, силой изображения конфликтов, которые отбивают разногласия эпохи. Он поднял на новую ступень искусство изображения человека, раскрытие человеческих чувств и страстей


Творческий путь Шекспира длится от конца 80-х лет XVI ст. и до 1612 По обыкновению литературоведы разделяют его на три периода. В первый период - 90-те года XVI ст. - Шекспир создает самые жизнерадостные комедии, "исторические хроники", а также трагедию "Ромео и Джульетта". В этот же время им были написанные две поэмы и сонеты, выданные позднее - в 1609 г.


К второму периоду (1601-1608 гг..) относятся наиболее прославленные трагедии Шекспира. В третий период ( с 1608 по 1612 г.) Шекспир пишет несколько пьес, действие которых перенесено в необыденно, иногда сказочную обстановку; сам Шекспир и его современники называли их комедиями


Я очень люблю сонеты Шекспира. В них звучат темы любви, дружбы, отображенные раздумья о жизни, об искусстве, о призвании художника


Отличительная особенность сонетов Шекспира - передача тончайших переживаний человека в цветистых, временами неожиданных образах. Интересные те сонеты, в которых Шекспир восстает против традиции идеализированного изображения женщин, укорененной в лирике из времен куртуазной литературы


Так, в известном 130-му сонете он смело противопоставляет образ своей возлюбленной шаблонного поэтическому портрета красавцы:


Ее глаза на звезды не похожие,


Нельзя уста кораллами назвать...


и все же она уступит тем едва ли,


Кого в сравнениях пишнихоббрехали.


В 66-му сонете Шекспира данная пасмурная оценка морали окружающего общества, в котором властвуют вранье и несправедливость. Эти мысли Шекспир повторяет устами Гамлета в одноименной трагедии. Они ближе к настроениям второго этапа его творчества


...Мне видеть невтерпеж


Достоинство, опороченное грубо,


Над простотой глумящейся вранье


и мощь в плену в немощи беззубой,


Все мерзко, что вижу я вокруг...


Но как тебя покинуть, дорогой друг?


Что касается ранних пьес Шекспира, в них действуют герои, полнолуния жизненных сил, активно добиваются своего счастья. Критика Шекспира в этих произведениях направленная преимущественно против феодальных устойв, которые стали преградой для человеческой любви


Самое такое идейное содержание известной трагедии "Ромео и Джульетта". Это поэтическая пьеса о любви по свободному выбору. Столкновение влюбленных с феодальными предрассудками, родительной враждой и произволом родителей ведет к трагической развязке. Действие пьесы происходит в итальянском городе Вероне; хотя проблематика ее навеянная английс твори действительностью, однако природа и вся обстановка Италии чудесно подходят к ее лирическому сюжету


Старинная родительная вражда двух знатных семей, Монтекки и Капулетти, перегораживает путь к счастью Ромео и Джульетти, которые полюбились друг друга. Ниспровергая феодальные основания, пьеса утверждает, что важно не происхождение, а личность человека. Узнавши, что тот, кого она полюбилась, - враг ее семьи, Джульетта говорит:


Что означает имени? Роза пахнет розой,


Хоть розой названия ее, хочни.


Ромео под любым названием был бы


Тем верхом совершенства, которым вине.


Любовь представленная в этой трагедии как большое чувство, которое связывает людей на всю жизнь, чувство, для которого даже смерть не преграда. Борьба за свою любовь против гнета семьи толкает влюбленных на героические поступки


Трагедия преисполнена тончайшего лиризма. Особенно яркие в этом отношении моменты - первое признание Джульетти из балкона, когда ее неожиданно слышит Ромео, который пробрался в сад, и прощание влюбленных


Гуманистическая идея этой трагедии воплощена не только в образах Ромео и Джульетти. Монах Лоренцо, философ, который изучает природу, помогает влюбленным как мудрый старший друг, хочет прекратить вражду семей. Плоть от плоти эпохи Возрождения - жизнерадостный Меркуцио, приятель Ромео, с него искристым остроумием и творческой фантазией. Преждевременная гибель Меркуцио взывает против сумасшествия бесконечной вражды двохродин.


Печальный конец пьесы призывает людей задуматься над вечной тайной любви и прекратить ненависть и вражду, которые несут миру только разрушение


В начале XVII ст. в общественной жизни Англии назревают острые противоречия. Английская монархия превращается в оплот реакционной аристократии и католицизма, особенно после воцарения династии Стюартив в 1603 г. С другой стороны, новая буржуазия, которая выступала под флагом пуританства, становится жестоким врагом гуманистической культуры. Пуритане совсем не похожие на купцов эпохи Возрождения - смелых путешественников, любителей роскоши и наслаждений. Основной принцип их жизни - накопление денег, отсюда скряжничество и суровые правила в быту. Жизнерадостное искусство, празднование "старой веселой Англии" решительно осуждаются пуританами. Они преследуют театры, добиваются выселения их за границы города


Трагедия гуманизма, неосуществимость его идеалов в условиях данной эпохи реалистически изображается в шекспировском творчества второго периода


В трагедии "Гамлет" большой драматург с самой большой глубиной отбил проблемы современной ему Англии. Датский принц Гамлет - замечательный образ гуманиста, который столкнулся с новым миром. Мерзкое убийство его отца раскрывает перед Гамлетом все зло, которое властвует в стране. Обязанность отомстить за убийство отца для Гамлета - не просто кровная месть. Она вырастает для него в общественный долг борьбы за справедливое дело, в большую и трудную историческая задача:


Распалась связь времен, и в это пекло


Заброшенный я, чтобы все пошло на порядок!


Однако в этой борьбе Гамлет медлит, временами жестоко упрекая себя за бездеятельность. Причина этой вялость Гамлета, внутренних трудностей, которые усложняют для него борьбу, была предметом длинных споров в критической литературе. В старой критике широко распространенный был ошибочный взгляд на Гамлета как на слабовольного от природы человека, мыслителя и созерцателя, неспособного к действию


Но мне кажется, это не совсем так. Гамлет вернулся домой с Виттенбергского университета, страстно любит искусство, театр, сам пишет стихи. Его устами, когда он наставляет актеров, Шекспир высказывает глубокую мысль о реализме как принципе искусства. Гамлет о театральном искусстве говорит, что его цель, " как раньше, так и теперь, была и есть держать будто зеркало перед природой...". Гамлет - человек критической мысли. Это ярко выраженная черта гуманистической эпохи. Сообщение о преступлении короля он не принимает на веру, как это было характерно для средневекового человека, а хочет самостоятельно все проверить. Он остро проникновенный и глубоко анализирует явления, с которыми сталкивается


В Гамлете показанная и мощная сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он пылко любил отца, его гибель и позорный брак матери вызывают у него безграничную бель и гнев. Принц Гамлет любит Офелию, но разочаровывается в ней. Его жестокость и обидные слова в обращении с ней свидетельствуют о силе его любви и разочарование


Гамлет благородный и выходит из высоких гуманистических представлений о человеке. Именно отсюда его желчный озлобление, когда он сталкивается с миром вранья и воровства


Мы видим, что Гамлет способный на большую и верную дружбу. В своих взаимоотношениях он чужой феодальных предрассудков: людей он ценит за личными качествами, а не за положением, которое они занимают. Единым его близким другом оказывается студент Горацио; пренебрегая царедворцев, принц по-дружески и радостно встречает людей искусства - актеров. Гамлета любит народ. Об этом с тревогой говорит новый король


Гамлету присущий сила воли, способность захватываться борьбой, характерная для людей Возрождения. Разгадавши заговор своих врагов, он говорит матери:


...Ну, что же, пусть;


В том й развлечения, чтобы землекопа


Подорвать его же миной; неважно будет,


Коль я не вроюся глубже их аршином,


Чтобы их пустить к месяцу. Есть привлекательность в том,


Когда две хитрости столкнутся лбом!


Главный герой способный на смелое решение: на корабле, когда его везут к Англии насмерть, он с молниевой изобретательностью изобретает образ спастись и вместо себя послать на смертную казнь предателей. Таким образом, Гамлет далеко не слабовольный мужчина


Его медленность в борьбе, его колебания становятся понятные, если рассматривать его характер в связи с той общественной обстановкой, на фоне которой он показан в пьесе. В. Г. Белинский писал: "Что привело его (Гамлета) в такую ужасную дисгармонию, ввергло в такую мучительную борьбу с самым собой? - Несоответствие действительности с него идеалом жизни: вот что. Из этого вышла и его слабость и нерешительность ".


Гамлет - человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение больших общих явлений; но не самая по себе образ нисть к размышлениям задерживает его действию в борьбе, а те пасмурные выводы, к которым он приходит в результате раздумий над всем окружающим. Гамлет называет мир "буйным садом", плодородных лишь дикое и злое семена; он заявляет своим приехали товарищам, что Дания - тюрьма и весь мир - тюрьма. А в знаменитом монологе " Быть или не быть" Гамлет высказывает сомнения в ценности самой жизни. Пересчитывая разные бедствия человека, он изображает обычаи общества, где властвуют гнет и несправедливость:


... кнуты и мы из тебя столетие,


Гнет сильного, насмешка зверхника,


Боль позорной любви, судей медливость,


Заносчивость власти и образа,


Совершали покорно заслуге...


Изображение короля и королевского двора в трагедии отображает назревший глубокий конфликт между гуманизмом и монархией


Принц Гамлет гибнет, но гибнет и старый Ельсинор. Мир кардинально меняется. И в этом большой смысл трагедии Вильяма Шекспира


Творчество Шекспира сыграло важную роль в культурной жизни следующих столетий. Его произведения были переведены многими языками, выдержали многочисленные постановки в театрах разных стран и с волнением воспринимались зрителями через столетие после него смерти. В разные эпохи передовые литературные деятели опирались на принципы шекспировского реализма в борьбе против реакционных направлений у литературе


Самые большие российские писатели и критики высоко ценили творчество Шекспира и высказали о нем ряд чрезвычайно глубоких суждений. Пушкин, а потом Белинский, которые боролись за реалистический и демократический путь развития российской литературы, особенно дорожили наследством Шекспира


Пушкина указывал на народности Шекспира, на склонение " народных законов драмы шекспировской" от драматургии классицизма. Он же заметил живость и многосторонность шекспировских образов, "широкое и свободное изображения характеров".


Серьезное внимание уделяли Шекспиру революционные демократы. В. Г. Белинский много писал о Шекспире, большой статье он посвятил "Гамлета". В ней Белинский верно позволил основной вопрос о смысле гамлетовских колыхали, объяснивши его трагедию несоответствием общества, который окружал Гамлета, его идеалам


Лучшие произведения Шекспира идут на сценах наших отечественных театров. Они стали достоянием широкой публики. Большую популярность получили фильмы Григория Козинцева "Гамлет" и "Король Лир". На тему "Ромео и Джульетти" Сергеем Прокофьевым написанная музыка к одноименному балету. Выполнением роли Джульетти в Большом театре прославилась Галина Сергеевна Уланова.


Творчество Шекспира представляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Шекспир достиг самой большой для в свое время глубины в изображении больших исторических противоречий, борьбы старика с новым. В титанических образах он отобразил борьбу темного и светлого начала как в обществе, так и в самом человеке. Поэтому его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением



Наш современник Вильям Шекспир

Комментариев нет:

Отправить комментарий