вторник, 21 апреля 2015 г.

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Герой романа — человек сильной воли, отважный, которая не прячется от опасности, а смело смотрит вперед и идет навстречу бурям и тревогам, чтобы найти свое истинное назначение, сыграть свою роль в жизни и заполнить душевную пустоту хотя бы деятельностью без определенной цели. «Герою нашего времени» — будто портрет,, но не одного человека: это портрет, составленный из недостатков всего нашего поколения, в полном их развитии. Автору «просто весело было рисовать современный человека, которым он ее понимает и очень часто встречал». Равнодушие и ирония главного героя — это большей мерой светская привычка, чем черта характера. Вот какую оценку дает он себе сам: «Пробегаю в памяти все мое, что прошло, и ставлю невольно вопрос: зачем я жил? Для которой цели я родился? Действительно ли она существовала? Наверное, было мне назначение высокое, потому что я ощущаю в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я пришел в восхищение приманками страстей пустых и неблагородных; из передпокою их я вышел твердый и холодный как железо, но потерял навеки запал благородных стремлений — лучший цвет жизни. И с того времени сколько раз уже я играл роль топоры в руках судьбы! Как орудия смертные казни, я падал на главу обреченных жертв, часто без злости, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их ощущение, их нежность, их радость и страдания — и никогда не мог насытиться». Когда Грушницький влюбился в княжну Мери, Печорин говорит: «Я внутренне хохотал и даже дважды улыбнулся, но он, к счастью, этого не заметил. Явным образом, который он влюблен, потому что стал еще довирливише, чем до этого; у него даже появилось серебряное кольцо с чернью, здешней работы: оно мне сдалось подозрительным. Я начал его рассматривать, и что же? Мелкими буквами имени Мери было вырезано на внутренней стороне, и возле — число того дня, когда она подняла знаменитый стакан. Я втайв свое открытие; я не хочу вынуждать у него признаний; я хочу, чтобы он сам выбрал меня в свои поверенные, — и тогда я буду наслаждаться».


Его душа постоянно требует пищи, насыщение, чтобы заполнить пустоту, ему необходимое действие. Он ищет опасности, подставляет себя под чеченские шару, ищет забвение в любви, рискованных приключениях, путешествиях


Герцен писал, что все, кто принадлежал к него поколения ( в том числе и Печорин), в некоторой мере Онегины. У Печорина также есть черты Онегина, который и делает его образ трагичнишим. Печорин не размышляет, в отличие от Онегина, о политике, но дух скептицизма, недоверия, возражение присущий внутреннему содержанию Печорина. Это оказывается в него жестокой холодности, афоризмах, любви. Трудный дух скептицизма руководит его мечтами. Он не способен жертвовать собой ради счастья других и осознает это


Все свидетельствует о трагичности поколения, портретом которого есть Печорин — герой своего времени


Печорин не прислушается к голосу своего сердца и не считает нужным делать это. Он живет умом. Как дитя в свое время, он руководствуется в жизни холодным благоразумием. Если бы в него сознании победила мысль, которая могла бы признать необходимость служения окружающим, гуманистическим идеалам, то она бы освободила его от трудных моральных проблем индивидуализма, в плену которых он находится. И хотя путь, который он избрал, не принес ему счастье, он все же таки остался верным своим убеждениям. Голос сердца, необходимость отдавать себя другим, желание проникнуть сия интересами другого не оказались в сознании Печорина, поэтому он так и остался одиноким


Но, независимо от результата, жизненный путь всегда является поиском истины, и Герой в свое время оставил дальнейшим поколениям огромный жизненный опыт



Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Комментариев нет:

Отправить комментарий