Рафаэль Врубеля - циник, самоуверенный делец который нет в что не верит ( сцены разговора с учеником, где Ви: морально развращает юноши), злой обманщик, азартнш игрок в композиции полета. Образ Фауста на панно благородный, прекрасный, но определенной мерой тривиальный в своему амплуа любовника и обольстителя девушки (”Фауст и Рафаэль в саду”). И все я таки он углубляется, когда в старом возрасте герой болезненно размышляет о бесполезности познания или хочет к жизни и любви в “Полете…” или мудрости ученого, который пизна; жизнь и людей
Роман Ф, Клингера “Жизнь, действие и гибель Фауста” (1791), В романе речь идет о странствиях героя Германией, Францией, Англией, Не удовлетворенный состоянием науки, он вступает в союз с посланцем ада Рафаэлем. Странствуя, видит недостатки общества, итак внимание в романе предоставляется не столько личности героя, сколько антифеодальной сатире
Фауст-л. Шпора решил использовать адские силы в пользу добрых дел. Но то ему не удается осуществить. С помощью Рафаэля он освобождает с лабет вора Кунигунду, невесту благородного графа Гуго. Влюбившись у нее и забыв о завлеченной им раньше Розхен, дочь ювелира, Фауст получает у ведьм любовное зелье. Граф, разожженный недвусмысленными наушничествами Рафаэля, требует дуэли, которая завершается смертью Гуго.
Переживая докори совести, Фауст хочет вернуться к Розхен, однако Рафаэль уже успел посеять смятение в душе девушки, и она прибегает к самоубийству
Оперу завершает торжество адских сил, которые забирают душу грешника в свои владения. Первая постановка оперы Шарля Гуно “Фауст” не имела успеху. Композитор перерабатывает ее, дописывает речитативы, создает новые номера, балетные сцены. Эта редакция, которая выполняется и наши дни, была поставлена впервые на сцене парижской “ Транд- Оперы” в 1896 г. Того же года шла и на российской сцене - в Марийському театре
Литературной основой для оперы Гуно постоянная первая часть трагедии Гете. но за пределами оперы остался ее философское содержание, проблематика. В центре оперы - не драма мысли и чувства Фауста, а судьба Маргариты. Музыка мелодично богатая, ей присущие рельефность, выразительность, театральность, контрастность образов, лиризм
Основоположник нового оперного жанра Ш. Гуно пошел путем заземления сложных философских сюжетов мировой литературы, создавая типы современных Фауст и Гамлет. Феруччо Бузони - итальянский композитор, пианист, дирижер, музыковед, педагог
С 8 лет он давал сольные концерты в европейских столицах. Рано оказал и композиторские способности. В 16 лет уже имел 150 собственных произведений. Композиторское образование получил в Вене и Лейпциге. В 1890 г. ему вручили первый приз за композицию на Первом международном конкурсе имени А. Рубинштейна в Петербурге. С 1888 г. Бузони излагал игру на фортепиано в Музыкальном институте Гельсингфорса, в 1890 - 1891 гг. был профессором кафедры фортепианоу Московской консерватории, в 1891 - 1892 гг. он профессор кафедры фортепиано в Новоанглийской консерватории Бостона. Последние года жизни провел у Берлине
Творчество Бузони - синтез итальянской виртуозности и немецкой романтической страсти. Много его произведений, которые не были оценены при жизни композитора, позднее привлекли внимание слушателей. Среди большого композиторского наследства Бузони самые существенный оперы: “Выбор невесты”, “ Ту-Рандот”, “Доктор Фауст” (за старыми немецкими легендами), “Арлекин, или Окно”.
“Фауст” всегда интересовал театр во времена кризисов и перестроек. Только за последние годы в Европе появилось множество постановок гетевськой трагедии, среди которых - спектакли П. Штайна, Р. Чулли, Ю. Юхананова, Ю. Любимова и др. Особое внимание привлекает любимовська постановка в театре “Натаганци”. Она отличается от других прежде всего форматом. Это не монументальная эпопея, а почти легкомысленная шутка, легкая эскиз, в котором все глубокомыслие кроется В действия
Любимов, всегда чувствительный к веяниям времени, лучшие свои работы последних лет выполняет именно в форме эстрадного шоу, варьете, ревю. В эстетике “Фауста” он возвращается к юности режиссерского театра - исследований Мейерхольда, эксцентричности 20-х гг. Вместе с режиссерами нового времени Любимов отдает предпочтение внутреннему аспекту, а не физическому
В отличие от предыдущих любимовських выставил, где дьявол правит баллом ( то ли “Мастер и Маргарита”, то ли произведения на темы Пушкина и Гоголя), пасмурный демонизм в “Фаусте” отсутствующий. Скажем, сцены Вальпургиевой ночи выполнены у Любимова с той же легкостью эстрадного ревю, которым обозначен и весь спектакль, а удачно продуманная форма определила ее сущность. Поражает стильная декорация, темпераментные, талантливые актеры, жестко определенный ритм. Одетые в черные фраки черти, вооруженные метлами, звонко и неутомимо отбивают степь, сметая все на своем пути. Любимов дерзко превращает в клоунаду святая святых - философский трактат о трагическом познании людской природы
В Америке, в Вашингтоне, действует театр-студия Станиславеь-Кого под руководством Андрея Маляева-Бабеля и Паати Цикуришвили. их репертуар - произведения Чехова, Пушкина, Достоевского, Мольера, Сервантеса, Гете. Каждый спектакль - это что-то чрезвычайное, новое современное, динамическое. Этому синтетическому театру нет аналога в мире. В нем объединились все его виды: опера, драма, балет пантомима, музыка. Любимый композитор в этом театре - А. Шнитке. В “Фаусте” юную и чистую душой Маргариту сопровождает музыка С. Проко-Фъева, в трагических сценах звучит концерт для скрипки Шнитке, гулянка в склепе Авербаха - под Д. Шостаковича.
Сценарий “Фауста” написал А. Маляев-Бабель. Его Рафаэль отличается от традиционного демона. Он милый, волшебный, привлекательный, и только паутина, с которой герой не разводится, напоминает о его дьявольские намерения. В спектакле многому находок: образа, живые декорации, замечательные костюмы, свет - все преисполненное глубокого содержания и требует соучастия и работы мысли
Фауст - вечный образ. Он не случайно стал достоянием мировой культуры, ведь за каждого исторического периода этот образ воплощал характерные особенности того времени, в котором жил и создавал его автор
Жизнь, действие и гибель Фауста
Комментариев нет:
Отправить комментарий