Тема Родины - главная тема в творчестве С. О. Есенина. О чем бы он не писал, образ родного края незримо присутствующий в него поэзии. Еще в ранних юношеских стихах ( в сборнике «Радуниця») автор появляется перед нами как пламенный патриот. Так, в стихе «Гей ты, Русь моя родная!», написанном в стиле российской народной молодцеватой песни, поэт кричит на всю страну: «Если крикнет - рать святая: «Брось ты Русь, живи в рае!» - Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою». Тогдашние его взгляды о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина - это силок Константинове, где он родился, ближайшие окраины села. « Рязанские поля была моя страна», - упоминал он со временем. В него души нет еще воображения об отчизне как о социальном, политическую, культурную среду. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе. На страницах ранней есенинськой лирики перед нами появляется скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж середньоруськой полосы: краткие поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда:
- «Я хотел бы потерять в зеленях твоих стозвонних». Но уже и тогда родина видится ему не идиллическим «заоблачным раем».
Поэт любит реальную крестьянскую Русь преддверия Октября. В него стихах мы находим такие выразительные детали, которые говорят о трудной мужицкой судьбе. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями становятся ребенок, который просит шматок хлеба, пахаре, которые идут на войну, девушка, которая ждет из фронта возлюбленного. «Грустная песня, ты - российскую боль!» - восклицает поэт. Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического « земного рая» для мужиков (стих «Иорданская голубиця»). Следует ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, «куда тянет нас судьба событий». Непонятная ему и изменение вида России, которую несла с собой Советская власть. Восстановление села представляется поэту вторжением вражеского «скверного», « железного гостя», перед которым беззащитная противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом села». Он считает, что человек, который превращает землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал конь, который напрасно старается обогнать паровоз:
- Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужели он не знает, что живых коней Победила стальная конницы?
С временем взгляд Есенина на жизнь стал шире. Если раньше родиной было для него одно село, то теперь он становится гражданином мира, далеким всякой национальной ограниченности. «Я брат вам по крови», - обращается Есенин к грузинским поэтам. Он виднеется о тех временах, когда «на всий планете пройдет вражда племен», «когда на земле будет один язык», и лишь «историк, составляя свое произведение, о наших различия вспомнивши, улыбнется». Но ставши пламенным интернационалистом, Есенин не потерял естественного для каждого чувства «того места, где он родился». Он утверждает: «Никакая родина другая не вольет мне у грудь мою теплынь». Восхищение красотой родного края, изображение трудного жизни народа, мечта об «мужицком рае», непринятие городской цивилизации и стремления постигнуть «Русь советскую», чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и «любовь, которая осталась в сердце, к родному краю» - такая эволюция темы родной земли в лирике Есенина. Большую Русь, шестую часть Земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:
- Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть Земли С названием короткой «Русь».
Тема родины в лирике Сергея Есенина
Комментариев нет:
Отправить комментарий