В чем трагедия Офелий?
На дне она, где мул...
Г. Цветаева.
"Диалог Гамлета с совестью"
Образ Офелий - один из ярких примеров драматического мастерства Шекспира. ее жизнь показана будто пунктиром: прощание с Лаертом, разговор с отцом, рассказ о сумасшествии Гамлета, беседа и разрыв с Гамлетом, беседа перед сценой " мышеловки", сцена сумасшествия
Офелия появляется перед нами во взаимоотношениях с братом, отцом, принцем Гамлетом, у которого она влюблена. Воспитанная при дворе, героиня очень одинокая. Она окружена людьми, которые к нее равнодушные. Девушка - лишь игрушка, орудие в чужих руках. Ее любовь к Гамлету становится ставкой в двирцевий игре. Родной отец, Полоний, шпионит за ней и, узнавши, что она встречается с принцем, старается воспрепятствовать этой любви. К тому же не только потому, что его дочь низшая чем Гамлет положением, но и поэтому, что Гамлет - из другого лагеря, он - соперник Клавдия, на который делает ставку Полоний. И отец, и брат требуют, чтобы она отказалась от любви до принца. Офелия - послушная дочь, она не привыкший противоречить никому. И вещь не в том, что она лишена воле и самостоятельности. Просто она и самая не до конца верит в серьезность намерений Гамлета. При этом с Лаертом она держится более свободно и на него предостережение отвечает полушутя:
Только, милый брат,
Не будь как грешный пастырь, что вторым
Указывает к небу проков тернистый,
А сам, беспечный и пустой гуляка,
Идет цветущею тропой утех,
Забыв свои советы.
Офелия прекращает встречаться с Гамлетом и отказывается принять от него письма. Любая девушка в подобном случае упражнению ждать объяснение. Дело за Гамлетом. Но он занят мыслями о мести. Ему сейчас не к Офелий. Поэтому, когда король Клавдий просит Офелию поговорить с принцем, девушка соглашается, даже знавая, что разговор будут подслушивать. Но у нее нет другой возможности проверить истинность его чувств или убедиться в него сумасшествии. Офелия доверчивая, поэтому Гамлет именно на ней подвергает испытанию роль божевильного. Сцена разрыва между влюбленными полная драматизму. Гамлет не верит Офелий, он защищает собственная жизнь - неправдой, игрой, сумасшествием. Он старается смягчить разрыв, говоря, что не разлюбил, а не любил никогда, прикидывался, и жалеть о нем не следует. Оскорбленная Офелия держится с достоинством, возвращая подарки:
Нет, принц мой, вы дарили; и слова,
Дышавшие так сладко, что вдвойне
Был ценен дар, - их ароматисчез.
Возьмите же; подарок нам немыл,
Когда разлюбит тот, кто подарил.
Или понимает Гамлет, который Офелию пидислано? Конец концом, это неважно. Он знает, что девушка открыта и доверчивая, что она все равно перескажет разговор с ним Полония. Офелия совсем не умеет врать, поэтому Гамлет и не старается договориться с ней, как з Горацио
Последняя встреча Гамлета и Офелий происходит вечером перед спектаклем "Убийство Гонзаго". Гамлет усаживается возле ног девушки, нарочно говоря резкости и даже грубости. И Офелия терпеливо износит все, подспудно уверенная в какой-то своей вине и сумасшествии принца. А потом Гамлет убивает Полония, и девушка лишается единой опоры в жизни. Человек, который она продолжает любить, окажется убийцей ее отца. Этого потрясение бедный ум не выносит. Логика сумасшествия Офелий вмещает несколько навязчивых идей: это - смерть отца, растоптанная любовь, жестокость мира. ее гибель - печальная закономерность: такому чистому, доверчивому существу незачем делать при дворе, где властвуют злость и вероломство. Ее использовали и выбросили за границы мира. И живое раскаяние Гамлета над ее могилой не может ничего исправить. Офелию слишком мало любили, и никто не смог уберечь- в этом ее трагедия
В чем трагедия Офелий?
Комментариев нет:
Отправить комментарий