понедельник, 23 марта 2015 г.

Романтический идеал национального освобождения в ранней лирике Павла Тычины

Его называли большим певцом новой эры, поэтом "движения масс". И нередко упрекали за идейную незрелость ранних произведений. И именно в ранней лирике Павел Тычина был честным, искренним и по-настоящему талантливым. Теперь поэта иногда обвиняют в конформизме, потере творческого "я". И кто может судить человека, не знавая обстоятельств ее жизни? Так, творческий путь Тычины обозначен художественными вершинами и неудачами. Не всегда он имел возможность писать так, как ощущал и мыслил, были в него творческом заделе и стихе, лишенные любой художественной стоимости. И всеже ученик " большого солнцепоклонника", певец " Солнечных кларнетов" и пылкий патриот Украины - это фигура первой величины в украинской литературе ХХ столетие. Его ранняя лирика насквозь пронизанная солнечной музыкантом, преисполненная животворной силы, энергии, увлечение красотой мира, хотя и звучат в ней кое-где тревожные мотивы


Изменения в общественной жизни вызвали в поэта противоречивые чувства. Кажется, революция принесла надежду на национальное освобождение и свободу украинского народа. Однако новая жизнь рождалась в кровавых классовых битвах, а душа поэта не принимала кровопролития и смерти. Стих " Кто же это так из тебя насмияться смел?" разоблачает грабительское лицо братоубийственной гражданской войны. Шест в художественной форме задает острые вопрос, которые волнуют украинского патриота:


Кто же это так из тебя насмияться смел?


Кто в твое сердце чем загородил?


Поэт близко к сердцу взял страдающую жизнь украинского народа, срисовав впечатляющую картину большого горя, которое принесли в нашу страну революция и война. Кто виновный в этой трагедии? Поэт не дает ответа, но она и так всем известная, поэтому вопрос звучит риторически, как болезненное раздумье о большом общественном зле, которое нависло над Украиной. Большевики обещали народу райскую жизнь, и разве можно идти к нему с черной злобой в сердце и кровавым оружием в руках?


И сказали людям: мы вас поведем!


Тронем с ножами в нашкрай-едем.


Обещания новой власти оказались напрасными, обманными. Поетове сердце болит за одураченный и обиженный родной народ. Мотивы тоски и отчаяния еще больше усиливаются в цикле " Скорбна иметь". Какое будущее ждет Украину, изнуренную голодом, опустошенную войной, раненную и растерзанную? Плачет женщина над погибшим сыном, тоскует Божа иметь, пораженная картинами страшного горя, голосит и побивается мамочка Украина над своей недолей. И поетове сердце разрывается от боли и сожаления:


- За что тебя распято?


За что тебя вбито?


Настроения отчаяния и обреченности, которыми преисполнен стих, кажутся такими не присущий Тычине, которого мы знаем как бодрого, оптимистичного, что уверенно сквозит в "светлое будущее". Растерянный, придавленный, он будто стоит среди большой руины и лихорадочно старается осмыслить события, которые происходят. Иногда ему вчуваеться "золотой гул" в ритмах нового дня, видится какая-то неуверенная надежда на национальное возрождение Украины. И надежды не оправдались, разогнанные черным вороном:


Черная птица,


черный птахкряче.


И кругом


калеки


Суверенность нашего государства не выстояла, "чорнокрилля" надолго закрыло небо Украины. Поэт болезненно переживает крах стремлений родного народа. А так хотелось счастье-судьбы многострадальному краю! Ведь он любит его к щему в сердце, нежно лелие в душе обид свободной, независимой Украины. Горячими патриотическими чувствами преисполнены стихи "Украина моя, моя дорогая Вкрайно", "Не раз ты бывал в наших краях". С гордостью и восхищением пишет Тычина о своей Отчизне, объясняясь ей в пылкой любви. Тогда он еще мог писать искренне и честно, потому что патриотизм еще не успели наречь национализмом, и будущая репрессивная машина только проецировалась. Однако к ее пуску оставалось совсем немного времени...


Тот светлый идеал свободной Украины вспыхнул в сердце Тычины и, не разгоревшись, был погашенный холодным дыханием нового тяжелого времени. Поэт еще раньше предусматривал: "Не буть никогда рая в этом кровавом краю". Неужели не судилось счастливой судьбы нашей раненной Отчизне? Сейчас она, как никогда, близкая к своей вековой мечте. Но, свободная и независимая, никак не может дохнуть на полную грудь, искренне порадоваться, потому что не свелась еще твердо на ноги, оказавшись на раздорожье исторических путей. Устаивает ли? Найдет ли свой единый, собственный путь, который выведет ее на широкие горизонты жизни, к светлым вершинам Добра и Правды?



Романтический идеал национального освобождения в ранней лирике Павла Тычины

Комментариев нет:

Отправить комментарий