Недаром существование литературы называют именно процессом (литературный процесс), ведь она находится в постоянном движении, в развитии. Поэтому, на каждом этапе развития человечества литературные явления условно можно поделить на устойчивые - с одной стороны, обычные, и, с другой стороны, - новые, или модерные. В такому разуминни каждая эпоха имела свой модернизм: была новейшая, модерная литература античности, средневековье и т.п. Но на границе ХиХ-ХХ столетий термин«модернизм» приобретает новый, глобального значения: им сказываются новые художественные течения (кубизм, дадайзм, футуризм и др.) и даже целые направления (символизм и др.), которые ознаменовали новый этап во взглядах на искусство вообще. В чем же принципиальная новизна этого этапа?
Прежде всего, в отталкивании от предыдущих доминирующих эстетичных установок искусства. Если, скажем, в XIX столетии Стендаль, Бальзак и др. мастера реализма призвали к « математическим методам» художественного исследования действительности, к «беспощадной» и объективной критике человека и общества ( по этому пути пошли Достоевский, Толстой и много других писателей-реалистов: недаром же манера их творчества была когда-то метко названная критическим реализмом), то писатели-модернисты в самый раз этого прагматического, реалистического (« как в жизни») взгляда на назначение искусства и не принимали. Они резко выступали против реалистов, говорили, что реализм унижает искусство, сводит его к простому копированию, фотографированию жизни, а, дескать, стравжне искусство совсем не связано с прагматическим умом, и даже существует вопреки уму. Наиболее ярко эта мысль воплотилась в художественном манифесте символизма - стихи французского поэта Поля Верлена - «Искусство поэтическое», где о ней речь идет уже в первой строке: « В первую очередь-Музыка (а не значение! - Ю. К.) в слове…». То есть тот, кто будет искать в стихе мысли, не там ищет, потому что стих - это колыбельная, это мотив, это музыка, и влиять он должен на подсознание, а не на сознание, ум. Такое действие на читателя: не на сознание, а именно на подсознание, такое подсознательное внушение какого-то настроения (преимущественно печали, пасмурных, декадентских ноток- потому что жизнь такое несовершенное: чего же радоваться?) называется сугестивнимнавиюванням.
Кроме того, для творчества модернистов характериний формальный эксперимент. Новая форма - модерная форма, а следовательно признак именно модерной литературы. Довольно ярко это стремление воплотилось в творчестве дадайстив Их лидер Тристан Тцара призвал игнорировать все художественные каноны, которые выработало человечество на протяжении тысячелетий. Он предлагал в литературном творчестве предоставить слово его величественности Случаю. А что есть более случайным, чем вытягивание жеребка из шляпы? Итак, за дадайстом Тцарою, матодика «написание» нового, модерного литературного произведения такая: один писатель берет газету и ножницы, второй - шляпы и клей. Газета режется ножницами на маленькие кусочки в любом направлении: или между строками, или по словам - не надо мешать Случаю! - а потом эти куски бросаются к шляпе, словно жеребки во время жеребьевки, и второй писатель с закрытыми глазами получает кусочки газеты и наклеивает их один за одним на лист бумаги. Так рождается новый литературный шедевр, не похожий на все, что было написано раньше, в самом деле модерный шедевр
Мы вплотную приблизились к еще одной признаки модернизма границы ХиХ-ХХ столетий - эпатажа, то есть демонстративного вызова устойчивым общественным нормам, вкусам и т.п. Этим, кроме дадайстив, прославились также футуристы. Кстати, одна из их сборников так и названная - «Пощечина общественному вкусу» («Пощещина общественому вкусу», 1912). Это те же российские футуристы, которые призвали «снять Пушкина, Достоевского, Толстого и иншихта других из корабля современности». Конечно, этот лозунг не следует воспринимать буквально, как не следует воспринимать буквально призывы бравых футуристов-итальянцев произвести поджог музеи и книгохранилища. Это было эпатажем, средством обратить на себя внимание общества
Такие крайние, радикальные модернистские принципы художественного творчества, как в дадайзми или футуризме, достали названия авангардизма ( от фр. ауапси - вперед и апие - сторожа; передовой отряд),
Еще одной тенденцией модернизма было использование определенных художественных средств и приемов, которые были известные литературе и раньше, в роле основоположных средств и даже принципов художественной деятельности. Выше уже речь шла о символистах, в произведениях которых главному художественным средством выступал символ - многозначный, до конца не прочитанний знак. Но разве раньше литература не знала символа? Знала, конечно. И в предыдущих литературных направлениях он был одним из многих художественных средств, а в творчестве символистов стал главным, основоположным средством, которое и дал название направлению
Эту самую тенденцию видим и в продуктивном направлении модерной литературы- литературы «потока сознания». Внутренний монолог, который был известен уже античным авторам, который в частности, так талантливо использовал Льва Толстой, стал главным - художественным средством в творчестве многих писателей-модернистов. Кстати, именно внимание модернистской литературы к внутреннему миру человека, старание осветить ее умственную, духовную деятельность словно волшебной лампой «изнутри» прозорливо отметил еще Иван Франко
Где-то к середины XX столетие тот «модернизм», о котором только что шло, начал переходить в постмодернизм (рве -«после»; то есть « пис-лямодернизм»).
Модернизм и авангард: поиски новых форм и принципов литературного творчества
Комментариев нет:
Отправить комментарий