понедельник, 23 марта 2015 г.

Конфликт красоты и морали в произведении О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Можно не доверять афоризмам, но выражение А.-Е. Экзюпери «Все мы родом из нашего детства» подтвержденный всем жизнь Оскара Уайльда. Родительский дом в Дублине был открыт для европейских знаменитостей и отмечался свободными к тому времени порядками. Так же и добрый мальчик Оскар был не такой, как его ровесники — и в школе, и в Оксфорде. Таким он был почти до конца своей жизни. И только Рединзька тюрьма исправила положение: она сломала своего невольника. Потому что Уайльд всегда возбуждался установленные нормы ради красоты, такой, которой он ее умов. Уайльд обожествлял красоту. В мастерские Безила Ворда, увидев прекрасного натурщика, Оскар воскликнул: «Который жаль, что и ему не пройти старости с ее уродливостью!» Безил ответил, что был бы готов переписывать портрет каждый год, только бы перенесенные на него изменения лица возвращали модели ее красоту. Так начался «Портрет Дориана Грея».


Нет потребности пересказывать фабулу произведения, потому что она вкладывается в несколько слов: создан портрет, который принимает на себя года и поступки Дориана Грея. Два герои — Дориан и лорд Генри — превыше всего ставят именно красоту. И когда жизнь противоречит их эстетичным убеждениям, то они не считаются с жизнью. Они не хотят понимать, что каждый шаг человека в реальной жизни обязательно имеет и моральный смысл


« Как это грустно! - промурмотив вдруг Дориан Грей, который все еще не отворачивал глаз от своего портрета. - Как грустно! Я постарею, залога отвратительным уродом. А мой портрет будет вечно молодой. Он никогда не станет старший, чем этого июньского дня… Ох, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда оставался молодым! За это… я отдал бы все на миру. Так, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это». Казалось, пустые человеческие болтовни, однако это окажется программой жизни. Он не хочет любить просто девушку: она должна быть большой актрисой, то есть, извините на слове, иметь «эстетичную ценность», а не жизненную. И впервые на портрете Дориана Грея появилась жесткая морщина. И самое большое переживание у любителя красоты вызвала не смерть девушки, а неэстетичные подробности действий следователей в газете. И когда Дориан убивает творца волшебного портрета, его более всего беспокоит снова неэстетичный вид мертвого тела при дневном освещении


Но убийство остается убийством так же, как вина перед Сибилою — виной. Подменить реальную жизнь мечтой, хотя бы какой красивой, не выйдет. И приходит наказание того самого времени, когда главный герой решил избавиться портрета и начать новую жизнь. Искусство не было зеркалом, оно стало отражением становления человека как личности и как члена общества…


Автор романа “Портрет Дорiана Грея” висвiтлюе важливi проблемы, повъязанi с культурным, соцiальним и мiжособистiсним аспектами людськихвзаемовiдносин.


В частности, Оскар Уайльд через створенi им художнi образа раскрывает взаимосвязь мiж искусством i внутрiшнiм свiтом человека. Например, по мнению художника Безiла искусство - это определенное зеркало людской душi, оно вiдбивае чувство направления, а также моральнi якостi человека. Художник нiби вкладывает частичку собственной душi в свiй твiр, поэтому здесь благоприятным есть выражение: “Какой творец, такое i творiння”. Безiл говорит о портрете Дорiана Грея: “В это полотно я вложил весьма много душi, весьма много самого себя”. Iншими словами, автор хотiв показать, что то, что создают люди, красноречиво свiдчить о них духовный свiт.


Но будущее любого творiння определяет не творец, а владелец этого творiння. Дорiан положил бремя, вся грязь своего сердца на свiй портрет. Вiн нiс это бремя вплоть до смертi владельца, пiсля которой вернулся в первiсний вид


В тiсному связи с цiею мыслью связанный и образ лорда Генрi. Вiн тоже был своерiдним творцом - творцом душi Дорiана. Его iнструментом была ошибочная фiлософiя, которая штрих за штрихом строила характер молодого человека


Автор романа показывает наскiльки сильно могут влиять на человеческую душа руйнiвнi фiлософськi iдей, вираженi в привлекательных и захватывающих формах, которые пленят ум необыкновенной новизной i таемнiстю, однако же в то самое время пiдточують изнутри недосвiдчене и несоблазненное зломсерце.


Это приобретало особый значение в життi Дорiана Грея, который алкал чего-то нового и тайного, выявлял допитливiсть к усiх бокiв жизнь


Лорд Генрi успокаивал его сумлiння, заставлял не очень пiклуватися о морали i таким образом Дорiан Грей начал свое падiння в бездну. Сам вiн, вiдчуваючи в деякiй мiрi на собi влияние своего вторая, лорда Уоттона называет его теорiй “захватывающими, но отравляющими”.


Надалi с оповiдi мы видим, что молодой Дорiан все-таки не змiг устаивать пiд сильным нажимом отравляющей фiлософiй порочного, преисполненного эгоизма лорда Генрi.


Ймовiрно, что в Дорiана Грея оставалась еще можливiсть остановить свое падiння, когда пiсля самоубийства Сибiлли Вейн вiн с большим бременем на серцi розмiрковував о своем отношении к дiвчини, которое привело к трагiчного кiнця.


Дорiан Грей признает свою жорстокiсть к Сибiлли в розмовi с лордом Генрi, но останнiй остается вiрним самому собi и снова выполняет функцiю руйнiвника душi Дорiана, ужасно упрощая трагедiю жiночих почуттiв, утверждая, что своей смертью она лишь выполнила свою последнюю роль актрисы. Дорiан Грей не змiг нiчого протипоставити цiй хищнический фiлософiй лорда, уже в розмовi с Безiлом выносит собi приговор: “Я такой, какой я есть - i нiчого здесь не вдiеш”. Признавая свою порочнiсть, Дорiан не схотiв или же не нашел в собi достаточно мужностi змiнити себя на лучше.


Шаг за шагом Дорiан Грей превращается из человека, который имеет хорошо и чистое сердце, на эгоиста и преступника. Это вiдбуваеться постепенно: сначала вiн пiддаеться влияния аморального человека, потiм, усвiдомлюючи свою порочнiсть, вiдмовляеться вiд исправление. Пiзнiше вiн презрит своей репутацiею и укорам Безiла, который делал замечание, которые Дорiан отрицательно влияет на окружающий. Таким образом, Дорiан Грей, главный герой романа Оскара Уайльда, приближается к уничтожению собственной душi.


Оскар Уайльд пiдкреслюе также мысль, которая не тiльки красота, а навiть характер человека, ее духовнi якостi довольно непостiйнi. Тiльки сумлiння способно контролировать ее жизнь, ее поступки i хоть не исправлять их, но ставить в укор за них. Человек живой до тех пор, пока живое ее сумлiння, какое способна уничтожить тiльки она самая


Оскiльки символом сумлiння Дорiана Грея в романi становится его собственный портрет, именно поэтому Дорiан умирает тодi, когда его уничтожается



Конфликт красоты и морали в произведении О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Комментариев нет:

Отправить комментарий