воскресенье, 22 марта 2015 г.

Чем похожий и непохожий булгакивський дьявол на своих литературных предшественников?

... Так кто же ты, наконец?


- Я часть тот силы,


Что вечно хочет зла


И вечно совершаетблаго.


Й. В. Гете. Фауст


М. А. Булгаков — выдающийся писатель российской и мировой литературы. Выдающимся его произведением является роман «Мастер и Маргарита». Это особое произведение, в котором писателю прибегло сплавить воедино миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет, правдивое изображение и иронию, сарказм


Писатель работал над своим романом близко 12 лет, из 1928 по 1940 год. В процессе работы менялись замысел романа, его сюжет, композиция, система образов, название. Все это свидетельствует об огромной работе, которую виконавписьменник.


Булгаков показал в своем произведении четыре разных мира: землю, тьму, свет и покой. Єршалайм двадцатых лет и столетие и Москва двадцатых лет XX столетие — вот земной мир. Герои и времена, которые в них описаны, будто бы разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящих, зависть властвуют как в далекие времена, так и в современной Булгакову Москве. Недостатки общества оголяет Воланд, в котором автор художественно переосмыслил Образсатани.


Воланд занимает в романе Булгакова значительное место, но никто, кроме Мастера и Маргариты, не узнает в нем Сатану. Почему? Дело в том, что обыватели не предполагают существования в мире чего-то необъяснимого. В изображении Булгакова Воланд вобрал у себя много рис разных духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера и других. Но более за все Воланд связанный с Мефистофелем Гете. Оба они — «часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо». Но если Рафаэль — веселый и злорадный соблазнитель, то булгаковский Воланд более значительный. Сарказм, а не ирония — вот его основная черта. В отличие от Рафаэля, Воланд дает соблазненным возможность выбрать между добром и злом, дает шанс использовать свою добрую волю. Он видит все, мир открыт ему без румъян и грима. Он высмеивает, уничтожает с помощью своей свиты все то, что отступилось от добра, утонуло во вранье, розбещилося, морально обеднело, утратило высокий идеал. Пренебрежительно, с иронией смотрит Воланд на представителей московского мещанства, на все этих дельцов, завистников, воров и взяточников, на этих мелких мошенников и серую обывательщину, которые живучие в любые времена


Читая роман, я обратила внимание на сцену в зале варьете, где прекрасно раскрытая роль Воланда. Этот зал булгакивський Воланд превратил в лабораторию по исследованию человеческих слабостей. Здесь разоблачается жадность публики и ее мещанская непристойность, которые особенно оказываются в тот момент, когда на удивленных зрителей посыпался «денежный дождь». Вот который имеет вид эта сцена: «Кое-кто уже ползал в проходе, рыская под креслами. Многие стоял на сидениях, ловя вертлявые, капризные бумажки». Через деньги люди уже были готовы наброситься один на один. И тут невольно каждый из нас упоминает слова знаменитой арии Рафаэля: «Люди гибнут за металл. Сатана там правит балл». Таким образом, еще раз можно провести параллель между Рафаэлем и Воландом.


Кульминационными в романе Булгакова, безусловно, есть те эпизоды, где описывается балл Сатаны, на который явились отравители, доносчики, предатели, безумце, развратники всех мастей. Эти темные силы, если дать им волю, погубят мир


Всего на три дни появляется Воланд в Москве со своей свитой, но исчезает рутина жизни, спадает покров из серой повседневности. Мир возникает перед нами в своей наготе. Играя на земле роль бога мести, Воланд наказывает действительное зло и изредка дарит свободу тем, кто достаточно натерпелся


Роман «Мастер и Маргарита» — неповторимый шедевр российской и мировой литературы. Перечитывая это произведение, любой из нас сумеет глубже его понять и многое переосмыслить. Можно по-разному относиться к роману, но безусловно одно: он не оставит читателя равнодушным



Чем похожий и непохожий булгакивський дьявол на своих литературных предшественников?

Комментариев нет:

Отправить комментарий