Савелий - «богатырь святорусский», «С огромной седой гривой, Чай двадцать лет не стриженной, С огромной бородой, Дед на медведя взмахивал». По силе он точно был похож с медведем, в молодости охотился на него голыми руками. Почти вся своя жизнь С. провел в Сибири на каторге за то, что живьем закопал в землю жестокого немца-управляющего. Родное село С. находилась в лесной глуши. Поэтому крестьяне в ней жили относительно свободно: «К нам земская полиция Не попадала по году». Но они безмолвно терпели зверства своего помещика. Именно в терпении, по мысли автора, и состоит богатырство российского народа, но и этому терпению есть граница. С. присудили 20 лет, а после попытки бегства добавили еще 20.
Но все это не сломило российского богатыря. Он считал, что «Клейменный, так не раб!» Возвратившись домой и живя в семье сына, С. вел себя самостоятельно и независимо: « Семейки недолюбливал, В свой угол не пускал». Но зато С. хорошо относился к жене внука, Матрене, и ее синови Демушке. Несчастный случай сделал его виновником гибели любимого правнука ( по недосмотру С. Демушку загрызли свиньи). В безутешном горе С. идет на покаяние в монастырь, где и остается молиться за весь обездоленный российский народ. В конце жизнь он вимовляе страшный приговор российскому крестьянству: «Мужчинам три дороженьки: Кабак, острог так каторга, А бабам на Рухе Три петли...В любую полезай».
« У Григория Лицо худое, бледное И волось тонкий, кудрявый С оттенком красноты». Герой - семинарист. Его семья живет в селе Большие Вахлаки в большой бедности. Только благодаря помощи других крестьян ей удалось поставить на ноги Д. и его брата. Иметь их, «батрачка безмолвная На каждый, кто чем-нибудь Помог ей в черный день», рано умершая. В сознании Д. ее образ неотделимый от образа родины: «В сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлатчине Слилась». С 15 лет Д. виднеется посвятить свою жизнь народа, борьбе за него лучшая жизнь: «дай Господь, Чтобы землякам моим И каждому крестьянину Жилось привольно-весело На всий святой Рухе!» Для этого Д. собирается ехать в Москву учиться. Пока же они с братом помогают крестьянам здесь: пишут для них письма, объясняют их возможности после отмены крепостного права и т.д. Наблюдение над жизнью, свои соображения Д. наделяет в песни, которые знают и любят крестьяне. Автор отмечает, что Д. отмечено «печатью дара Божого». Он должен, по мысли Некрасова, служить примером для всей прогрессивной интеллигенции. В него уста автор вкладывает свои убеждения и мысли
Ермил Гирин - один из положительных крестьянских образов поэмы. Появляется в главе «Счастливые». Из рассказа седоволосого попа мы узнаем, что сначала Г. 5 лет служил писарем в конторе. Уже тогда односельчане любили его за честность. При старом князе его освободили, а при молодому единогласно избрали бурмистром. За 7 лет честной и справедливой службы Г. лишь один раз «согрешил»: «...из рекрутства Меньшего брата Митрия Повигородил он». За этот учинок героя замучила совесть и едва не довела его к самоубийству. Благодаря вмешательству князя справедливость восстановили: Митрий отправился служить, причем сам князь обещал о нем заботиться. После этого случая Г. освободился, арендовала мельница «и стал он пущи бывшего Всему народа люб». Когда же мельница решили продать, Г. выиграл торги, но у него не оказалось с собой денег, чтобы внести залог. И тогда «чудо сотворилось»: крестьяне на базаре за полчаса собрали Г. 1000 рублей. Но Г. затаил обиду на те, кто старался отобрать у него мельница: «Не дорога мне мельница, Образа большая». Поэтому герой, имея «все, что нужно Для счастья: и покой, И деньги, и почет», принял участие в крестьянском восстании. Он отказался утихомиривать крестьян, которые бунтуют. За это Г. посадили вострог.
Оболт-Оболдуев Гаврила Афанасиевич - «господин кругленький. Усатенький, пузатенький, Из сигарочкой в роте...». Герой гордится своей родословной. В числе его предкив - татарин, который тешил царицу дикими зверями и казнокрад. К отмене крепостного права О.-О. «коптил...небо Божие, ...Сорил казну народную И думало столетие так жить». Теперь герой с грустью упоминает об утраченных благах. Этот трусливый, разрешительный и необразованный господин считает, что назначение дворянства - «достоинство дворянский Поддерживать охотой, банкетами, всякой роскошью И жить чужой работой». Поп жалуется путешественникам, которые у него нет ни богатства, ни покоя, нет, тем более, счастье. Он обязан в любое время помочь всякому нуждающийся. За каждого « каждый раз намается, Переболит душа». Кроме того, крестьяне не любят попов, высмеивают их в неприличных анекдотах. Даже богатством поп не может похвастаться: после отмены крепостного права богатые помещики покинули свои имения, а из крестьян много не возьмешь
Овсянников - солдат. «Высокий и худой к крайности; На нем сюртук с медалями Высев, как на шесте». Он зарабатывает на жизнь, разъезжая по селам и развлекая крестьян песнями и пословицами. Из них становится ясная судьба героя. О. воевал под Севастополем, где был искалеченный. Позднее, на обзоре, раны старика забраковали и дали ему нищенскую пенсию. Поэтому О. вынужден зарабатывать своей работой. О. хотел бы добраться к Петербургу, чтобы восстановить справедливость. Но билеты на поезд ему не по карману. Крестьяне стараются помочь О., но общими силами собирают только «рублишко». Трофим - «мужик с одишкою, расслабленный, худой...Не человек - комар». Т. - бывший каменщик, прирожденный силач. Подначивает подстрочником, он поднял очень трудный груз (14 пудов) на второй сверх и надорвался
Это один из самых трагичних персонажей поэмы. Т. Считает себя счастливым поэтому, что ему больному прибегло добраться из Петербурга домой живым. Многих людей, «лихорадочных, горячечных работничков», просто выбрасывали из вагона, когда те начинали грезить
Кудеяр-Атаман - «большой грешник», герой легенды, рассказанной Божим путешественником Ионушкой в главе «Банкет на весь мир». Эта легенда повествует о злого разбойника Кудеяре, что неожиданно раскаивается в своих грехах. Он делает паломничество к гробы Господнюю, потом живет в отшельничестве. Но ничего не приносит разбойнику успокоения. В скором времени Кудеяру есть угодник, который обещает ему успокоение тогда, когда разбойник срежет «тем же ножом, который разбойничал» вековой дуб. Года израсходовал на это Кудеяр, но все безуспешно. Но вдруг «свалилось древо, скатилося из монаха бремя грехов», когда Кудеяр в порыве гнева убил господина Глуховского. Этот господин хвастался перед Кудеяром своей спокойной совестью: «Спасения Я уж не чая давно, В мире я уважаю только женщину, Золото, честь и вино...Сколько холопов гублю, Мучу, подвергаю пытке и вешаю, А посмотрел бы, как сплю!»
Матрена Тимофеевна Корчагина - крестьянка. Этой героине посвященная третья часть поэмы. М. Т. - «Статная женщина, Широкая и плотная, Лет 38-ми. Хорошая; волосы из проседью, Ока большие строгие, Ресницы богатейшие, Суровая и смуглая». Среди народа о М. Т. идет слава счастливицы. путешественникам, Которые Пришли к нее, она рассказывает о своей жизни. Ее рассказ ведется в форме народных плачей и песен. Тем самым подчеркивается типичность судьбы М. Т. для всех российских крестьянок: «Не дело - между бабами Счастливую искать». В родительском доме М. Т. жилось хорошо: у нее была дружная непьющая семья. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала «с девичьей воли в ад».
Младшая в семье мужчины, она работала на все, как раба. Мужчина любил М. Т., но часто шел на заработки и не мог защитить жену. У геройни оставался один заместитель - дедушка Савелий, дед мужчины. М. Т. увидела на своем столетии много горя: терпела приставание управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М. Т. не прибегло вытребовать тело сына и его отправили на раскрытие. Позднее другому синови героини, 8-милетнему Федотови, угрожало страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Иметь, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Но в неурожайный год М. Т., беременная и с детьми, самая вподибнюеться голодной волчице. Кроме того, в ее семье забирают последнего кормильца - мужчины вне очереди забривают в солдаты. В отчаянии М. Т. бежит в город и бросается в ноги губернаторши. И помогает героине и даже становится крестной матерью родившегося сына М. Т. - Лиодора. Но злая судьба продолжала преследовать героиню: одного из синив забрали в солдаты, «дважды погорели...Бог сибирской язвой...трижды посетил». В «Женской притче» М. Т. подводит итог своей печальной повести: «Ключи от счастья женского, От нашей свободной волюшки Заброшенные, утерянные У Бога самого!»
Поэма Некрасова «Кому на Рухе жить хорошо»: тема народного бунта
Комментариев нет:
Отправить комментарий