Образ женщины-матери в произведениях Тараса Шевченко
Три тяжкие долы имела судьба...
И первая судьба - с рабом повенчаться;
Вторая - быть матерью сына раба
И третья - к гроба рабу покорят
И все эти тяжкие долы легли
На женщину русской земли.
/ М. О. Некрасов /
Первая половина ХиХ столетие. Россия - под сапогом самогосударств ства, в ярме крепостничества стонут люди. Крепостного можно продать, поменять на собаку, к смерти засечь розгами за наименьшую вину, забрать в солдаты. И наиболее трагическая судьба женщины-крестьянки, особенно - матери-крипачки. Т. Г. Шевченко видел это з детства
Там мать добрую мою
Еще молодую в могилу
Нужда и работа положила...
А сестры... Сестры, горе вам,
Мои голубки молодий.
Для кого в мире живете?
Вы в батрачестве выросли, чужий,
В батрачестве селезенки побелеют,
В батрачестве, сестры, и умрете
(" Если бы вы знали, бариче...")
Пережил поэт потерю возлюбленной Оксаны, которую постигла судьба Екатерины. Знал многих несчастных женщин. И судьба матери-страдници становится одной из руководящих тем его творчества (наверное, второй после темы борьбы).
Страдает героиня стиха "Сон", которая собирает урожай из господской нивы, а собственное дитя покинула без ухода "в холодке под снопом".
Ему больно видеть, что:
...А онде под плетнем
Опухший ребенок голодная умирает,
А иметь пшеницу на барщине жнет...
("Сон")
Иметь Лилеи "... все сокрушалась... и плакала"
...и нашего злого господина
кляла-проклинала. Да и умерла".
("Лилея")
Иметь Марины на днях и ночами просиживает перед окнами помещиц кого дома, не в состоянии освободить дочь из когтей лакомого господина ("Марина"). Кровью обливается сердце матери Алкида ("Неофиты"), когда она видит, как дикие звири разрывают на арене Колизея ее сына, ее ребенка
Немного более мягкой была судьба с Анной ("Наймичка"), но и ей нелегко жить возле с сыном, не признаваясь, что она его иметь
Причины этого горя немного разные. Преимущественно они социальные. От господской неограниченной власти и произвола страдают героини одноименных стиха и поэмы "Сон", всевластный господин извел мать Лилеи, бежит
в поле за дочерью, которая сошла с ума, знечещена господином, и гибнет вместе с ней иметь Марины
Временами причины страданий женщины-матери религийно-социально-психо логические. Алкид ("Неофиты") принимает новую религию, которая несет справедливость, - христианство, первых христиан преследуют - и он гибнет. Но религиозная тема звучит здесь шире: иметь понимает, что сын борется за правду и справедливость, поэтому страдает, но не упрекает ему
Какого же спасения ищут героини произведений Шевченко? Где его ищут? Чаще всего они - покорные жертвы, которые молча сраждають и гибнут. Покорно идет иметь ивася ("Сон"), "чтобы дожать к ланового еще копну", все, на что она способная - это мечта-сон о воле. Проклиная (но не более) господина умирает иметь Лилеи. Лишь умоляет пожалеть ее дочь иметь Марины
Не протестует и Анна ("Наймичка"), но она ищет спасения в человеческой доброте, подбросивши ребенка зажиточным пожилым крестьянам. И не ошибается. Ведь это простые люди с сердцем и душой, которые умеют любить и сочувствовать
Свидомиший протест матери Алкида: потерявши сына, она продолжает его дело, несет синове слово - слово правды людям и проклинает тирана
Итак, показав страдание бесправной, хотя и прекрасной ("ничего лучшего нет, как тая иметь молодая") женщины-матери, поэт будто зовет: "Давайте же что-то сделаем, чтобы не наказывалась так горько человек, иметь, от которой - все найпрекраснише на земле! Порвем кандалы!" И тогда:
Врага не будет супостата,
А будет сын, и будет иметь,
И будут люди на земле
Образ женщины-матери в произведениях Тараса Шевченко
Комментариев нет:
Отправить комментарий