среда, 15 апреля 2015 г.

Лирика Марины Цветаевой (вариант 2)


Стихи Цветаевой невозможно спутать нет с чьими другими, настолько они самобытные, мелодичные, искренние. Чрезвычайная оголенность чувств в ее поэзии поражала современников. Валерий Брюсов писал, что от чтения стихов Цветаевой ему бывает неловко - словно подсмотрел в замковую щель. Если любовь - то сердце рвется от боли, если радость - то, ОБ, дай мне умереть, пока что Вся жизнь как книга для меня. И из юности - неизменяемое ожидание чего-то трагического


    Что впереди? Какая неудача? Во всем обман, и ах, на всем запрет! Так с милым детством я прощалась, плача, В пятнадцать рокив.

Наивные, во многом незрелые, но с проблесками незаурядного таланта, ее стихе обратили на себя внимание Волошина, Брюсова, Гумильова. Мастерство растет стремительно. Уже в 1913 году она пишет замечательное, пророчески:


    Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Который сорвался, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Которые оторвались как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, Нечитанным стихам! Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет своя очередь.

Поэзия, любовь, Россия - классический набор тем для тогдашнего поэта. Но манера - своеобразная, а стих все четче. Начинается война. Среди шовинистического угара тех лет стихи Цветаевой полнолуния трагической горечи и удивление:


    Чем прогнивили тебя эти серые дома, - Господы! - и для чего скольким простреливать грудь? Поезд пошел, и завили, и завили солдаты, и опылил, опылил отступающий путь… Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше, чем это жалобное, жалостное, каторжное витье…

Пишет она в 1916 году в стихе «Белое солнце и низкие, низкие тучи». Никакие интересы страны, никакой патриотизм не оправдывает этого массового горя, этих бесконечных смертей. Восхищенная поклонница Блоку, Цветаева встретила революцию как что-то неизбежно и по-своему необходимое. Но душа ее разрывалась на части. На стороне белых боролся страстно, безоглядно любимый мужчина. От голода умерший ее ребенок. Но параллельно кипит жизнь, и в нем юные, талантливые, те, кто восторженно старается построить новый, прекрасный мир. Она знакомится с ребятами с вахтангивськой студии, которые заражают ее своим энтузиазмом, пишет несколько пылких романтических пьес и большую поэму « Царь-Девица», где прославляет в эпилоге красный мятеж против господствующих и «сытых». В 1922 году в Чехии оказался мужчина, и Цветаева едет к нему. Возможно, это спасло ей жизнь. Но чувство трагической оторванности от родной земли, от языки мучает ее. и - осознание невозможного, губительного для российской культуры прищепа. Она пишет в 1925 году ( с посвящением бесконечно далекому Пастернаку):


    Расстояния. версты, милые… Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо вели себя, По двум разным концам земли. Расстояния, версты, дали… Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, и не знали, что это - сплав Вдохновений и сухожилий… Расселили нас, как орлов-заговорщиков: версты, дали… Не расстроили - растеряли. По трущобе земных широт Распихали нас, как сирот…

Ну не может поэт полноценно создавать, если никому рядом прочитать и оценить его стихи! Кто-то знающий непременно должен прийти в восхищение, иное ощущение пустоты и ничтожества. С этим столкнулись много писателей-эмигрантов - сколько их, выехав, не написали ни одной достойной строки! Сколько бесконечно переписывали самих себя ранних! Цветаевой посчастливилось. То ли поэтому, что Чехия оказалась близкая ей за духом, То ли поэтому, что в личной жизни все было удивительно хорошо - и мужчина живой, что уже как чудо, так еще и сын родился. Писалось чудесно. И сначала выдавали охотно. За три года вышло сразу несколько сборников. Но в 1928 году судьба догнала ее в Чехии. До самой смерти в 1941 году никакое произведение - а она написала их множество, и стихи, и поэмы, и прозу, и драмы - не было опубликовано. Ее симпатии к оставленной стране, к краю, «всем краям наоборот! Куда назад идти - вперед…» и попытка быть искренней сыграли с ней злая шутка. Пропаганда творчества Маяковского и сатирических нападок на местных «сытых», а также активная работа всей ее семьи в дружбе с Советским Союзом отпугнули от нее эмигрантские журналы и газеты. Не печатали ничего. Но впереди ждало худшее испытание. Страна, которую она успела полюбиться, где родились ее дети, была восхищенная фашистской Германией. С болью и горечью она пишет в «Стихах к Чехии», обращаясь к Богу:


    Отказываюсь - быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь - жить…

Ответ одно - отказ. Снова приходится бежать - в Францию, из Франции. Так она поворачивается в Россию. Ее мечта, в конце концов, сбылась - она с семьей снова на родине. Мечта стойла ей мужчины и дочери - они сразу были арестованные. Она старается писать - не значит, она разбирает архив, перекладывает… О мужчине вестей нет - она не сомневается, что его нет среди живых. С началом войны эвакуируется из настолько любимой Москвы - работы нет, содержания нет… В августе 1941 года она кончает самоубийством. Для российских женщин Цветаева - автор в первую очередь множества проникновенных, чисто женских стихов - о разлуке, измене, одиночество, несогласия - о всех тонкости любовных взаимоотношений. И подкупают именно ее «оголенность», ее глубочайшая искренность


    Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет своя очередь. Г. Цветаева

Лирика Марины Цветаевой (вариант 2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий