четверг, 2 апреля 2015 г.

Ученическое произведение на тему Психологизм драмы О. Г. Островского « Бесприданница»


Лучшей психологической драмой О. Г. Островского действительно полагает «Бесприданница». ее нередко сравнивают с «Грозою», и в какой-то мере это справедливо. «Гроза» - центр дорефор-меной драматургии Островского, «Бесприданница» тоже вбирает у себя много мотивов пореформенного творчества драматурга. На сопоставление этих пьес приводит и то, что у них разворачивается драма незаурядной женской натуры, которая приводит к трагической развязке. В конце концов, важно и то, что в обеих пьесах существенную роль играет сборный образ волжского города, в котором происходит действие. Но непохожесть эпох, изображенных в каждом из этих произведений, привела к полнейшему расхождению художественного мира «Грози» и « Бесприданницы». «Бесприданница» - драма буржуазной эпохи, и это решающим чином влияет на ее проблематику. Если душа Екатерины в «Грози» вырастает из народной культуры, одухотворенной моральными ценностями православия, то Лариса Огудалова - человек нового времени, которая разорвала связи с тысячелетней народной традицией, которая освободила человека не только от оснований морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Екатерины, Лариса лишена цильности. ее человеческая одаренность, стихийное стремление к моральной чистоте, правдивость - все, что идет от ее талантливой натуры, высоко поднимает героиню над окружением. Но жизненная драма Ларисы - результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей


Мотив торговли, что проходит через всю пьесу и концентрируется в главном сюжетном событии - торга за Ларису, охватывает всех героев-мужнин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, - наижорстокишии и бесчестный участник торга. Отвечая на восхищенные рассказы своей невесты о смелости Паратова, который бестрепетно стрелял в монету, которая держала Лариса, Каран-Дишев верно замечает: «Сердца нет, поэтому он такой смелый». И Островский солидарный с этой мыслью, хотя Карандишев и не является выразителем авторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в того или другой момент верно оценивает ситуацию и людей, которые принимают участие в ней. Сложность характеров героев - то ли противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как в Паратова, - вот в чем психологизм драмы Островского


Паратов для всех окружающих людей - большой сударь, широкая натура, бесшабашный храбрый человек, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой стороны, он тонко, будто между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо. В первой же встрече с ним мы слышим признание: «Что такое «жалость», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменич, ничего завитного нет; найду польза, так все продам, что угодно». И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только «Ласточку», но и себя самого нареченной с золотыми приисками. В конечном итоге тонко компрометирует его и сцена в доме Карандишева, потому что оздоба его квартиры и попытка устроить роскошный обод - это же карикатура на стиль и уклад жизни Паратова. И все различие состоит в суммах, которые каждый из героев может на это израсходовать. Глубоко значительная сцена, которая характеризует обеих соперников, которые добиваются любви Ларисы


Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не соображение о чувстве и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Никакой из героев не меняется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же самое: она прозревает, познает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать « очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил жизненный опыт. В этот момент она будто поворачивается к естественной красоте своей натуры. Финал драмы - смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение - поражает своей художественной смелостью. Душевный залог Ларисы раскрыт автором в стиле « сильного драматизма» и при этом с безупречной психологической точностью. Она успокоена, она всех прощает, потому что счастливая тем, что наконец вызвала вспышку человеческого чувства - безрассудный, самоубийственный поступок Карандишева, который освободил ее от унизительного жизни любовницы


Редчайший художественный эффект этой сцены О. Г. Островский строит на острой стычке направленных по-разному эмоций: чем больше мягкости и всепрощения в героине, тем гостриший суд зрителя. Драма «Бесприданница» стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно вместительном художественном единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой пьесе, которая раскрывает по-новому складне и психологически многозвучные человеческие характеры, предусмотренная неизбежность появления в России нового театра



Ученическое произведение на тему Психологизм драмы О. Г. Островского « Бесприданница»

Комментариев нет:

Отправить комментарий