среда, 1 апреля 2015 г.

Своеобразность мировоззрения Ф. Кафки и его художественное выражение в рассказе «Перевоплощение»

Кафка, Кафка, Кафка... Знаете, честно говоря, мне его жаль. Сломанный человек, который боялся мира. Письменный стол для него был единственным другом. Людей он сторонился, в семье жил, как «более чужой, чем найчужиший», женщин боялся. Удивительно, что человек с таким пасмурным взглядом на жизнь, с таким отстраненным отношением к людям могла предрасположить к себе внимание читателей всего мира. Комфортно Кафка чувствовал себя только в своей комнате за затворенными дверями. Так, мы на уроках разбирали феномен Кафки, но удивляться я не перестаю. Мы иногда говорим о каком-то человеке «И кто он такой? Он никто». Но «никто» как-то не имеет конкретного физического тела. Что сделал Кафка? Он это. «никто» взял и сделал живым существом. И сначала в самом деле этот Никто был человеком — Грегором Замзою, сыном, братом, служащим, коммивояжером. И вот одного утра всего этого не стало, и в первую очередь, не стало коммивояжера, потому что он не попал на первое утреннее влечение, да и на следующий тоже. Он остался в своей комнате. Запертый, как ему нравилось. Но теперь маленькая замикачка дверей превратится на огромную колодку, которая так и останется на него шее к последним дням. Потому что именно из-за того, что Грегор больше не ходил на работу, не приносил зарплаты, из-за того, что он был не такой, как все, от него оградились — и отец, и иметь, и сестра. Огромный замок каждый из них одел себе на шею. И не только на шею — на совесть и на сердце также, Преобразование на насекомого — это не внешнее преобразование, а то, как человек чувствует себя в этом мире: то ли в семье, то ли в обществе, то ли на работе. По сути дела — это ее внутренний комфорт или дискомфорт. Писателю было неуютно в собственной семье. С отцом непросто — у него совсем другие принципы жизни, которых сын не хочет и не может принять. Мъясницько - галантерейные интересы — это не то, что интересует Франца. Отец часто шпиняе сына, хочет вырастить его физически сильным, мужественным, пронирливим. А сын слабый, болеет часто. Какой-либо не такой. Так Кафка и жил с искалеченным восприятием самого себя в мире. С тавром «не такой». В «Письме к отцу» он пишет, что тот имел прекрасную улыбку, мог весело говорить, но только к кому-то, а не к сыну. Родительской любви и тепла сын так и не увидел. Ребенок растет с отцом, но без родительского понимания, сочувствие — это первое, что положило начало трагического взгляда на мир. Будущий писатель оказался настолько зависимым от семьи, который даже вступить в брак так и не отважился. В воображении Франца всегда рисовалась картина — отец говорит ему: «Беги. Чего ты стоишь?» А сам в то же время крепко держит его за руку. А мальчик хотел вырваться, создать собственную семью, иметь жену, детей. В него доме должны были бы властвовать ласка, терпимость, счастье и свобода каждой рожденной им ребенка. Однако же вдруг он не управится с обязанностями главы семейства? И снова — письменный стол и черные мысли. Несколько раз Кафка был помолвлен, но так и не стал пидвинець.


Можно было бы найти любимую работу, увлечение, убежать с семьи, которая так подавляла. Однако же снова ни! Кафка принуждает себя ходить на работу. Он ее ненавидит все четырнадцать лет, но ходит туда каждое утро. Вот и загнал себя в треугольник безысходности: «отец — невеста — работа». Ни разорвать острые углы, ни обойти их, ни изменить что-то Кафка не мог, потому что и не старался. Он на себе сам поставил клеймо «насекомое», «ничтожество». Таким есть и его герой Грегор Замза — он сразу смирился с тем, что получил. Не протестует, не старается выпасти в окно или выскочить в двери, чтобы спастись. Нет, он мирится со всем, Что произошло. Единый раз в нем просыпается собственное достоинство — когда родни выносят мебель, а он спасает свою «даму в мехах». Это его собственность — и ее он никому не отдаст. Вот если бы так Грегор совершал из самого начала — заявлял о себе, — тогда бы и семья по-другому думала о нем. Иметь за время Грегоровой болезни ни раза не заходила в комнату к сыну, отец тоже, Грета брезгала братья его тарелку руками... Но Грегор видел, что есть другие люди. Та же самая домашняя работница, которая не брезгала им, а наоборот, каждого утра она отворяла двери и некоторое время стояла и просто смотрела на него. Значит, не все люди такие, как в него семье. Но у самого Кафки было обезображено представление о собственном значении в жизни. Он был убежден, «что должен исчезнуть», и тогда семье будет легче жить без него. Это и показано в новелле. «Слава тебе, Господы!» — вот реакция отца насмерть сына!


Кафка завещал сжечь все свои произведения. Он был прав. Ведь он писал о себе и для себя. Каждый имеет свои претензии к родным, к жизни, но не каждый об этом пишет или говорит. Кто-то до конца жизни так и носит в себе невыплаканные образа. А Кафка писал. Это был его спасение. Кроме письменного стола, был в Франца еще один друг — Макс Брод. Именно он не выполнил завещание писателя и вместо того, чтобы сжечь рукописи, взял и опубликовал их, а некоторые еще и доработал, дописал. Теперь люди знают много из того, что Кафка, может, хотел бы припрятать. В произведениях Кафки, как и в него жизни, доминирует позиция экзистенциалиста: «небольшая трагедия раздувается к гипертрофированным размерам», человек живет с убеждением, что она есть одинокая, никчемная, лишняя и должны сделать только одно — умереть. Именно для этого она и приходила в этот мир. Экспрессивность, екзистенциальнисть, символизм — через такую призму надо читать Кафку.


Но мне кажется, что всегда надо бороться за себя, не опускать руки, находить выход из трудного положения. Как то говорят, не можешь изменить обстоятельства, изменения свое отношение к ним и в будь - которому положении ищи положительное. Недавно на уроке украинского языка нам читали текст для пересказа о художнике, у которого не было рук. И что он сделал? Он рисовал ногами! Молодец! Резни есть люди. Но Кафка был именно таким, которым он был, и в этом тоже есть его ценность для мира



Своеобразность мировоззрения Ф. Кафки и его художественное выражение в рассказе «Перевоплощение»

Комментариев нет:

Отправить комментарий