Вершиной украинской литературы есть роман П. Мирного "Разве ревут волы, как ясли полные?". Это произведение социально-психологическое, в нем социально-исторический анализ действительности объединяется с глубоким психологическим исследованием внутреннего мира человека. В аллегорическом названии романа звучит главная идея: волы — аллегорический образ обездоленного крестьянства — не ревели бы, если бы было что есть. Произведение "Разве ревут волы, как ясли полные?" Афанасий Мирный и его брат Иван Билик начали писать под впечатлением рассказа о реальном человеке-разбойника Василия Гнидку. Он впервые был напечатан в 1880 году в Женеве. При переиздании в России авторы дали ему название "Пропащая сила". Этот новаторский роман стал первым образцом большой эпопеи в украинской литературе
Главный герой романа — Чипка Вареник. Это образ крестьянина-бунтаря, неутомимого искателя правды, который в конце концов сошел на кривую тропу борьбы и стал "пропащей силой". В произведении подробно выясняется формирования характера героя, нарастание его протеста против порабощения человека. Малый Чипка рос и воспитывался без отца, в холоде и голоде, в атмосфере недоброжелательности и враждебности. Только сказки бабушки расширяли кругозор мальчика, принуждали его призадуматься, вызвали временами не детские вопросы. Когда Чипку за упрямство прогнал богатой Бородай, он "понес в сердце горькое чувство ненависти на судьбу, которая поделила людей на хозяина и рабочего". Все подавляло детскую душу. К бедности добавлялись еще и моральные страдания: сельские дети не принимали мальчика к своей компании, обзывали его "уродом", "незаконнорожденнымъ. В это время у него начало вызревать чувство ненависти к угнетению и насилию: "и просыпалась небольшая злость в него небольшом сердце, рослая, вырастала". Но Чипка не только ненавидел, а и любил. Он возрастал любознательным и наблюдательным мальчиком. Рассказа бабы Оришки и деда Власа учили любить людей, быть сочувственным, добрым, не создавать зла. И все же таки зло проросло в него душе позднее. А маленьким Чипка любит жизнь, красоту природы, всем интересуется. Это стремления к знаниям помогло Чипци распознать неправду в жизни. Ненависть к господ становится руководящей чертой характера, содержанием его борьбы. Это чувство усиливается, когда у Чипки забрали его собственную землю. Понимая, что без земли нет жизни и воле, он решительно выступает на борьбу, но испытает поражения. Чипка не может смириться с такой действительностью и, приставши к ватаге воров и разбойников, пьянствует, бесчинствует, грабит. После потери земли мальчик теряет веру в справедливость. Свое горе и безнадежду Чипка начинает топить в рюмке, а потом и грабить. Боль измученной души, социальная несправедливость — вот что толкнуло земледельца, счастливого своей работой, на путь грабительства. Чипка считает эти поступки изыманием своего же добрая, присвоенного другими, багатишими, более сильными. Он мечтал быть хозяином на своем клочке земли, но мечты не осуществились, хотя мальчик до этого стремился. После бракосочетания с Галею, Чипка поворачивается к честной земледельческой работе. Его уважают люди, избирают в земскую управу, но господа нашли повод и выгнали его оттуда, потому что был крестьянином. Несправедливость, которая снова упала на _Чипчину голову, была тем последним толчком, который сломал жизнь правдоискателя. Главный герой становится на тропу слепой мести. Не найдя нигде справедливости, Чипка стал мстить без разбора. Грабежи, убийства перечеркивают его протест. Кровь потерянных жертв, смерть нет в чем неповинных людей заплямовують Чипку. Мальчик из правдоискателя превращается у обычного криминального преступника. Найблагородниши порывы души главного героя перечеркиваются преступлением. Чипка, не найдя путей борьбы против обидчиков, становится "пропащей силой". Чипка с пьяной ватагой вырезает семью Хоменкив, и его отправляют на каторгу, потому что преступление есть преступление
Главный герой романа целая жизнь искал правду и не находил ее, хотел жить счастливо, но ему не давали возможности, поэтому в душе Чипки произошел ломка, и мальчик становится на губительный путь разбойничества, которое приводит его к криминальному преступлению. Чипка сделал свой личный выбор у жизни
Поиск идеалов и проблема выбора в романе Афанасия Мирного "Разве ревут волы, как ясли полные?"
Комментариев нет:
Отправить комментарий