В «Рамаяни» рассказывается о сыне царя Айодгъй — Раму, его героические подвиги и благородные поступки. В обиде Рамы давние индийцы воплотили свои представления о справедливости, силы любви и добрая. Рама из юности отличался красотой, мудростью, силой и храбростью. Его женой постоянная прекрасная царевна Сита. Рама получил право вступить в брак с Ситою, когда победил в соревновании других царевичей и царей — только ему прибегло согнуть крепкий и огромный лук отца Сити — царя Джанаки. Этот лук имел волшебные свойства, потому что подарил его царю сам бог Шива. Длинные года Рама и Сита жили счастливо. И вот царь Дашарахта решил провозгласить Раму своим наследником и передать ему царскую власть. Узнавши об этом, вторая жена царя Дашарахти Кайкей напомнила мужчине, что тот дал ей когда-то обещание выполнить два ее желания. Теперь она хотела, чтобы царь отправил Раму на четырнадцать лет у изгнания, а наследником провозгласил ее сына — Бхарату.
Горю царя Дашарахти не было границ, но Рама сам заставил отца соблюсти свое слово и пошел у изгнания. Вместе с Рамой добровольно пошли его жена Сита и брат Лакшмана. Царь Дашарахта не смог выдержать разлуки с любимым сыном Рамой и умер. Трон должен был занять Бхарата. Но тот не считал, что имеет на это право, поэтому подался к лесу, где жили нелюдимами Рама, Сита и Лакшмана, чтобы предложить законному наследнику трон. Друзья и родственники советовали Раме пристать на предложение брата. Но Рама решил быть верным памяти отца и до конца выполнить его волю. Бхарата вынужденный был вернуться в столицу без Рамы, но на знак того, что он не считает себя законным царем, поставил на трон сандалии Рамы. Рама и Лакшмана берегли покой лесных нелюдимов, перебили много лесных чудовищ. Однажды Лакшмана отрезал уха и нос у чудовища Шурпанакхи, женщины-ракшаси, которая хотела убить Ситу. Шурпанакха пожаловалась своему братнины, десятиголовому демону Равани, властителю острова Звена. Равана, узнавши о красоте Сити, похитил ее в Рамы и перенес на своей летающей колеснице на остров Звено. Там он старался прельстить Ситу роскошью и богатством, если она станет его женой. Но Сита остается верной Раме. Равана подвергает заключению ее и угрожает ей смертью, если Сита через двенадцать месяцев не изменит своего решения
Рама разыскал и освободил Ситу, убив Равана. Смерть Равана означает победу Рамы над силами зла. Однако в присутствии многих тысяч свидетелей Рама отпихивает от себя Ситу и говорит, что подозревает ее в неверности. Сита бросается в огонь, но огонь не шкодит Сити, а из пламени поднимается бог огня Агни и убеждает Раму в невиновности Сити. Рама объясняет, что сам был убежден в верности Сити, но хотел, чтобы в том убедилось все войско
После примирения из Ситою Рама возвращается в Айодхъю, где Бхарата с радостью уступает ему троном. Но на этом испытание Рамы и Сити не заканчиваются. Однажды дошла до Рамы слух, что народ не верит в добропорядочность Сити и опасается, что это неважно повлияет на всех женщин страны. Рама вынужден покоряться воле народа и наказув Лакшмани отвести Ситу у лес, к нелюдимам. Сита стойко воспринимает новый удар судьбы, ее принимает под свою опеку нелюдим Вальмики. В него лесной хищные в Сити родились двое синив — Куша и Лава. Вальмики воспитался их, а когда они подросли, научил им рассказывать поэму о Раме, которую сам составил. Однажды они рассказали эту поэму во время жертвоприношения в присутствии самого Рамы. Рама узнал своих сыновей и послал за Ситою и Вальмики, снова подтвердил чистоту и верность жены Рамы, но Рама еще раз захотел, чтобы Сита довела это перед всем народом. Сита призвала маты-землю быть ее свидетелем, и земля, по просьбе Сити расступилась и поглотила верную жену Рамы. Только после смерти на небах Рама и Сита соединились навеки.
В поэме много монологов героев, в которых отбиваются их чувства и мысли. Тугой за утраченной любовью, надеждами, которые не оправдались, определяются почти все монологи главных героев поэмы. Автор мастерски использует описания природы, которые помогают раскрыть чувство героев. В поэме подаются развернутые описания разных пор года, изменение которых является символом обновления жизни. Описания природы будто представленные глазами героев и передают их настроение. Так, Рама, искать Ситу, приходит весной на берег озера Пампы. Чистые воде озера сияют в солнечном светлые, как ценный камни; яркие цветы, зеленая трава кажутся цветистым ковром. Но в душе Рамы эти прекрасные виды только усиливают тугую за любимой. И яркие краски пейзажа сливаются в него воображении в картину весеннего пожара. Красные цветы кажутся ему горячему углем, желтая листва — пламенем
Но природа может уменьшить страдание, она — самое большое благо, дарованное человеку. Так, когда Рама и Сита вместе идут у изгнания, перед ними будто впервые приоткрывается красота природы, которая принуждает героя забыть то, что он потерял, выполняя родительскую волю
Художественное совершенство поэмы, ее эмоциональная напряженность обеспечили «Рамаяни» длинная жизнь и любовь индийского народа. Рама стал одним из любимейших героев Индии. Этот образ стал для индийцев символом людськихчеснот.
«Рамаяна» как образец давнего героического эпоса (2)
Комментариев нет:
Отправить комментарий