вторник, 10 марта 2015 г.

Крах «недоконченной» идеи (за романом Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказания»)

Главный герой романа Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказания» — Родион Раскольников — необыкновенный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Елены Ивановны, он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая это преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, что должен подтвердить не только в него собственных глазах, но и в глазах других людей верность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ залога преступления, преступника неразрывно слитый в романе воедино с анализом философской теории Раскольникова.


Кто же он и чем так интересный для читателя?


Лично для меня самый большой интерес имеет теория Родиона Раскольникова о двух типах людей: низших, или «материал», и высших (назовем их «наполеон») и ее несоответствие личности автора теории


Размышляя о причине существующей неровности и несправедливости, Раскольников доходит вывода, которая всегда существовало различие между двумя категориями людей. В то время, как большинство людей всегда и везде молчаливо и покорно подчинялись установленному порядка вещей, не имея сил восстать против него, в истории человечества время от времени появлялись некоторые «необыкновенные» люди, подобный Наполеону, которые и были его истинными двигателями. Предназначенные самой природой на роль «властителей судьбы», они смело восставали против существующего порядка и при этом дерзко возбуждались общественные нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников не хочет, как большинство тех людей, по которым он наблюдал, молчаливо повиноваться и терпеть, и эта моральная непримиримость героя импонирует и автору, и читачамроману.


Раскольников убивает старую ростовщицу, которая, подобно пиявке, немилосердно сосала последнее из бедных людей. Убивает ради денег, чтобы потом сделать добро сотням людей, возвратить их к нормальному жизни. Он делает это еще и потому, что само преступление — своего рода тест на высший ранг: «Или тварь я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?»


Раскольников ставит себя в один ряд с Магометом, Наполеоном, а значит, позволяет себе безнаказанно проливать кровь. Убийство ростовщицы должно показать, кто он: если останется спокойный, не упадет в болезненный залог, значит — «высшее существо», в противном случае — «материал», такой же, как все


Ошибочная вся теория Раскольникова (убийство вообще ничем оправдать нельзя), и особенно ошибочная она относительно самого героя романа. Она будто бы и логическая: действительно, есть люди, Наполеон например, которые легко идут на прямое или посредственное убийство людей и не ощущают потом докоривсумлиння.


Но Родион Раскольников, желая даты людям что-то полезное, мог бы при непредубежденном анализе заметить, что все изменения, внесенные у жизнь человечества отдельными личностями через кровопролитие, никогда не были положительными. Да и действовали эти вершители истории из эгоизма, стремление к власти. В них была одна общая черта — жестокость, неуважение к чужому жизни — к тому, что они никак не упражнению отобрать


Любовь, сочувствие, милосердие, по мнению Раскольникова, присущий только «материала». «Наполеон» высшие за все это, они самые себе мораль, их идея поднимает их


и если разделять людей на две категории, то лучше уже «материал» считать высшим классом, а «наполеон» -элементом, который деградировал, потерял людские качества


Вот и образовался в Раскольникова раскол: логика говорит, которым он должен быть — безжалостным «наполеоном», а нормальная человеческая суть протестует: она жалеет опороченную девочку, жалеет мать, сестру, сочувствует Соне, Екатерине Ивановне, Мармеладову. Раскольников способен любить


Логика сближает его с Лужиним и Свидригайловим, а человеческая сущность протестует: подлость она называет подлостью, зло — взлом, несмотря на идею о том, что тот, кто называет подлеца «подлецом», — тежпидлотник.


Так, Раскольников слишком был человеком, чтобы стать Наполеоном


Он сам себя обманул своей же теорией и сам себя подвергнул наказанию за ее проверку: стараясь поднять себя в своих глазах над людьми, он соорудил психологическую стену между собой и ими, и эта одинокость больше всего разрушала його.


Раскольникову повезло: он нашел чистую душу — Соню. Он, который решил жертвовать другими, нашел человека, который пожертвовал собой ради других. Следующее самопожертвование Сони — ради Раскольникова: она идет за ним в Сибирь, она готовая на все, чтобы возродить духовно того, кого любит. И ей это прибегнет, у него возникает мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувство, ее стремление по крайней мере...». А это значит, что Раскольников непременно изменится, переродится, станет новым человеком. И в этом его и Сонине счастье



Крах «недоконченной» идеи (за романом Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказания»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий