Верность определенной идее порой побуждает людей перестраивать всю свою жизнь, изменить социальное положение, отречься родных и друзей. Многому украинских писателей затрагивали эту тему в своих произведениях, чаще всего описывая период революции- бурное время больших метаморфоз и катастроф. Среди таких произведений нужно назвать роман Юрия Яновського «Всадники». Автор это произведения сделал попытку отобразить трагические события, современником которых ему пришлось быть. «Свирепствовали сабли, и кони бегали без всадников, и Половцы не познавали друг друга...» От первых и к последним строкам начальная новелла романа «Двойной круг» держит читателя в постоянном напряжении. Немного просторную — степь; немного времени — несколько часов; и всього одна семья — Половцы. И этого было довольно талантливому писателю, чтобы убедительно рассказать о человеческой трагедии, вызванной событиями 1917 года. Андрей, Аверкий, Афанасий, Иван и Саша были сыновьями южной украинской степи, а род свой велели от рыбаков Половцев. Возрастали в родительском доме на морском побережье, занимались рыболовецким промыслом. Как стало в доме тесновато от сильных плеч, то разошлись по миру каждый своим путем. А сошлись в степи под Компанийвкою. Встретились врагами. Смерть закружила над тем степью и описала «двойной круг». Сперва отряд конницы Симона Петлюры под командованием Аверкия Половца победил деникинцев, возглавляемых его братом Андреем. Перед смертью Андрей напомнил брату отцовское напутственное слово: «Тому рода не будет перевода, в котором браття ласкают согласие». Но законы рода уже не имели власти над Оверковим совестью: «Род — это основа, а в первую очередь государство, а когда ты на государство взвешиваешь, тогда род пусть плачет, тогда брат брата зарубит, вон как!» И Аверкий в самом деле зарубил Андрея, который в последнюю свою минуту проклял братоубийцу «именем брата и согласием рода». И сбылось проклятье, потому что не прошло и полчаса, как сорвался в степи смерч, а за смерчем примчал махновський отряд Афанасия Половца. Махновцы победили, и с Аверкием случилась судьба вбитого им брата. Перед смертью Аверкий слово в слово припомнил Панасови родительские слова: «Тому рода не будет перевода, в котором браття ласкают согласие». И услышал в ответ: «Род наш рыболовецкий, на море бувальський, род в государство врастает, в закон и ограничение, а мы анархию несем на плечах, нащо нам род, когда не надо государства, не надо семьи, а свободное сожительство?» И перед смертью снова проклял брат брата... Оплакивая погибших, с неба над окровавленной степью полив дождь. А за дождем появилось марево: развернулся издали красный флаг над конным отрядом Ивана Половца. Все могло повториться. Обозначенный родственным проклятьем, Афанасий также мог погибнуть от братниной руки, но после поражения он накладывает на себя руки. Сашу Половца, наиболее молодого с братьев, который потащился за Афанасием искать степной вольницы, Иван ласкает, будто бы принимая избранный Сашей путь за ошибку молодости. Остается только догадываться, чем объяснить гуманизм красноармейца Ивана. Возможно, прокоммунистически настроенный Иван Половец никак не мог быть братоубийцей, потому что его политическая ориентация уже самая по себе в то время делала из него « положительного героя». Но психологически не понятно, почему именно он, а не махновец или петлюровец разорвал страшный круг. Которые человеческие качества ему помогли? Или, может, автор в самом деле верил, что человек-коммунист не может убить плененного, тем более, если это родной брат. Образ Ивана, созданный писателем, ничем не отличается от образов его братьев, так же ослепленных идеей. Поэтому в романе реплика Ивана над побежденным братом-махновцем кажется странной («...и весь мир за нас, и Карл Маркс...»). Он не горюет и не радуется, он не борется со своими чувствами, а это по-человечески не понятно. Как бы там не было, а финал неутешительный. Говоря устами автора, «на степи под Компанийвкою одного дня августа года 1919 стояла жара, потом веял рыболовецкий майстро, ходили высокие, гибкие столбы пыли, грего навеял продолжительного дождя, даже ливня, а между этим точились кровавые бои, и Иван Половец потерял трех своих брата...» Для того ли привела синив на мир Половчиха, чтобы круговерть политических страстей ухватила их, раскинула на разные тропы, а со временем бросила один на один с оружием? Для того ли старый Мусий Половец каждый день выглядел их, чтобы уже никогда не увидеть живыми и здоровыми аж тр
Трагизм рода Половцев (за романом Ю. Яновського «Всадники»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий