четверг, 5 марта 2015 г.

Души «живые и мертвые» в творчестве Гоголя


При издании поэмы «Мертвые души» Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, что символизирует путь России, а вокруг множество человеческих черепов. Опубликовать именно этот титульный лист было очень важно для Гоголя, как и то, чтобы книга вышла в свет одновременно с появлением картины Иванова «Явление Христа народа». Тема жизни и смерти, а также тема возрождения красной нитью проходят через творчество Гоголя. Своя задача Гоголь видел в исправлении и направлении на искренний путь сердец людских, и попытки эти были начаты через театр, в гражданской деятельности, преподавании и, в конце концов, в творчестве. «На зеркало неча роптать, когда морда кривая», - говорит пословицу, взятая эпиграфом к «Ревизору». Пьеса и является этим зеркалом, в которое должен был посмотреть зритель, чтобы увидеть и искоренить свои никчемные страсти. Гоголь считал, что, лишь указывая людям на их недостатки, он поможет исправить их и оживить души. Нарисовав страшную картину морального падения, он заставляет читателя прийти в ужас и призадуматься


В «Вечерах на хуторе возле Диканьки» кузнец Вукол «рисует черта» с мыслью о спасении. Подобно своему герою, Гоголь продолжает изображать чортив во всех следующих произведениях, чтобы с помощью смеха пригвоздить к позорному столбу пороки человеческие. « В религиозном понимании Гоголя черт есть мистическая сущность и реальное существо, в котором сосредоточилось возражение Бога, вечное зло. Гоголь как художник с помощью смеха исследует природу этой мистической сущности; смех Гоголя - это и борьба с адом за “душа живую”». «Ревизор» не принес желательного результата, несмотря на то, что пьеса имела большой успех. Современники Гоголя не смогли оценить ее значения. Задачи, которые писатель старалось решить, не были выполненные. Гоголь осознает необходимость другой формы и других путей влияния на человека


Его «Мертвые души» - это синтез всех возможных путей борьбы за души человеческие. Произведение вмещает у себя как прямой пафос и поучения, так и художественную проповедь, иллюстрированную изображением самых « мертвых душ» - помещиков и городських чиновников. Лирические отступления также предоставляют произведению содержание художественной проповеди и подводят своеобразный итог изображенным страшным картинам жизни и быта. Апеллируя ко всему человечества в целом и рассматривая пути духовного воскресения, Гоголь в лирических отступлениях указывает на то, что «тьма и зло заложены не в социальных оболочках народа, а в духовном ядре» (Н. Бердяев). Предметом изучения писателя становятся души человеческие, изображенные в страшных картинах «недолжной» жизнь


Уже в самом названии поэмы Гоголем определенное ее задачи. Последовательное выявление мертвых душ на «маршруте» Чичикова вызывает вопрос: в чем причины той мертвечины? Одна из них заключается в том, что люди забыли свое прямое назначение. Еще в «Ревизоре» чиновники уездного города заняты чем угодно, но только не своими прямыми обязанностями. Они представляют собой сборище бездельников. В судебной конторе разводят гусей, разговор, вместо государственных дел, идет о борзых собак, а в «Мертвых душах» глава и отец города - губернатор занят вышивкой по тюлю. Эти люди потеряли свое место на земле, они занимают промежуточный залог - между жизнью земной и жизням потусторонней. Городские чиновники в «Мертвых душах», «Шинели» также занятые лишь пустословием и бездельем. Вся заслуга губернатора города NN заключается в том, что он посадил «роскошный» сад из трех жалких деревьев. Следует отметить, что сад как метафора души часто используется Гоголем ( упомянем о саду в Плюшкина). Три чахлых деревца - олицетворение душ городских жителей. Души их так же близкие к смерти, как эти несчастные посадки губернатора


Помещики « Мертвых душ» тоже забыли о своих обязанностях, начиная с Манилова, который вообще не помнит, сколько у него крестьян. Ущербность его подчеркивается детальным описанием его быта - недоделанными креслами, вечно пьяной и вечно спящей дворней. Он не отец и не хозяин своим крестьянам: настоящий помещик, по патриархальным представлениям христианской России, должен быть моральным примером для своих детей - крестьян, как сюзерен для своих вассалов. Но человек, который забыл Бога, человек, у которого атрофировалось понятие о грехе, никак не может быть примером. Оголяется вторая и не менее важная причина омертвления душ по Гоголю - это отказ от Бога. По дороге Чичиков не встретил ни одной церкви. «Которые искривленные и неисповедимые пути выбрало человечество!» - восклицает Гоголь. Дорога России видится ему ужасных, полной падений, болотных огней и соблазнов. Но все-таки это дорога к Храму, потому что в главе о Плюшкине мы встречаем две церкви; готовится переход к второй тому - «Чистилища» - с первого - «адского». Этот переход размыт и непрочный, как и нарочно размытая Гоголем в первом томе антитеза «живой - мертвый».


Писатель нарочно делает нечеткими границы между живая и мертвым, и эта антитеза находит метафорическое содержание. Предприятие Чичикова появляется перед нами как какой-либо крестовый поход. Он как бы собирает по разным кругам ада тени покойников с целью вывести их к настоящему, живого жизни. Манилов интересуется, из или землей хочет купить души Чичиков. « Нет, на вывод», - отвечает Чичиков. Можно предположить, что Гоголь здесь имеет на внимании вывод из ада. Именно Чичикову дано сделать это - в поэме он один имеет христианское имя - Павел, который еще к тому же намекает на апостола Павел. Начинается борьба за оживления, то есть за преобразования грешных, мертвых душ в живые на большом пути России к духовному спасению. Но на этом пути встречается «товар во всех отношениях живой» - это крестьяне


Павла Чичикова как апостола и самого автора. Живыми оказываются те, которые положили «душу всю за други своя», то есть люди самоотверженные и, не в пример за бывшей о своем долге чиновникам, которые делали свое дело. Это Степан Пробка, каретник Михеев, сапожник Максим Телятников, кирпичник Милушкин. Оживают крестьяне при переписывании Чичиковым списка купленных душ, когда сам автор начинает говорить голосом своего героя. В Евангелии сказанное о том, что, если кто «захочет спасти душа свою», тот ее потеряет. Вспомним Акакия Акакиевича, что старался сэкономить на чем угодно, лишь бы только раздобыть замену живой души - мертвую шинель. Его смерть, хотя и вызывает сочувствие, не была переходом в лучший мир, а только превратила его в бестелесную тень, наподобие теней-призраков в царстве Айдо. Так, житийная оболочка этой повести наполнена совсем не житийными подвигами. Весь аскетизм и все направлены не на спасение души, а на получение ее эрзаца - шинели. Ситуация эта также обыграется в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Там в сне героя жена превращается в материю, из которой «все шьют сюртуки». Слово «жена» в произведениях Гоголя часто замещается словом «душа». «Душу моя», - обращаются к своим женам Манилов и Собакевич. Но движение в сторону омертвления в «Шинели» (Акакий Акакиевич становится тенью), в «Ревизоре» (немая сцена) и в «Мертвых душах» используется как бы с возвратным знаком. История Чичикова также дана как житие


Читателю также сообщается житие Плюшкина, что в корне отличает его от других помещиков и сближает из Чичиковым. Из мира античности Чичиков попадает в симу мир Плюшкино. Лирическая стихия после посещения Плюшкина Чичиковым все больше и больше захватывает роман. Одним из самых одухотворенных образов есть губернаторская дочь; она написана совсем в другом ключи. Если Плюшкину и Чичикову еще должны быть упомянуть о своем назначении спасения душ, то губернаторская дочь, подобно Беатриче, указывает путь к духовному преобразованию. Такого образа нет нет в «Шинели», ни в «Ревизоре». В лирических отступлениях обрисовывается образ иной мира. Чичиков выезжает из ада с надеждой о возрождении душ, преобразовании их у живые



Души «живые и мертвые» в творчестве Гоголя

Комментариев нет:

Отправить комментарий