Не напрасно Власа Самчука называют украинским Гомером XX столетие. Этот человек в своих художественных произведениях охватила взглядом истинного мастера эпоса жизни украинства в начале XX столетие и во времена Голодомора. Важное место занимает и публицистическое наследство писателя, в которой он свои мысли, свое отношение к будущему и настоящему своему народу высказывает направления
Главными вопросами, которые поставил Влас Самчук в статье «Нарид или чернь?» есть проблемы национального самосознания народа, его собственного отношения к этому, художник старается найти причины и пути преодоления культурной, исторической, национальной «амнезии» свойхспиввитчизникив.
В начале статьи автор дает определение двух важных понятий — «нарид» и «чернь». Нации, народ, по утверждению Власа Самчука, — «организованная, сознательная, вигранена сборная единица», тогда как чернь — «гурьба безъязыких и безликих фигур». На основе этих определений Влас Самчук доходит очень горького и неутешительного вывода: украинство для него есть именно чернью и гурьбой, потому что большинство людей потеряли два главнейших элемента, которые могли бы сделать их именно нациями, народом. За Самчуком, эти самые важные элементы — это человеческое достоинство и национальное сознание
Что же привело к таким разрушительным, страшных следствий? - ставит сам себе и читателю вопроса автор. Разрушение национального сознания коренится в движении самой истории: власть, которая властвовала на Украине, то ли польская, то ли российская, то ли советская, проводила не только несомненно экономическое, а и — что самое страшное — идеологическое, духовное насилие. «Всякая власть... лишь доказывала нам, что мы — не мы, а что-то другое. Это была постоянная ломка нас, уничтожение нас», — говорит Влас Самчук. В историй найдем множество примеров на подтверждение этой мысли, вспомним хотя бы Емський указ 1876 года, в котором было написаниный, что «украинского языка не существует», были запрещенные любые художественные акции украинской, украинские книжки можно было выдавать только через цензуру и написанную, что найдив-ниша, « по правилам русского правописания», то есть российскими буквами... Вместе с тем дети Галиции вынужденные были учиться польской. Улучшилась ли ситуация с упадком Российской империи и приходом большевизма? На этот вопрос отвечает в своей статье Влас Самчук: «Большевизм много говорил о сознании. Но его сознание сводилось не к человеческому сознанию, а, как тогда говорилось, к классовой, социальной ли. А это есть далеко не то самое». Именно здесь и кроются причины упадка людской достоинства: с большевистской идеологией искоренялись собственное человеческие, вечные ценности, все духовное заменяло материальным, «классовым». С сознания украинцев постепенно вытесняли веру у Бога, ощущение собственной земли, собственного хозяйства, ответственности за свою работу — все это искоренялось путем установления системы колхозов. Влас Самчук высказывает очень важную мысль: «Основой жизни есть не класс, а человек». Итак, «единицей измерения» жизнь есть именно человек, личность, независимая во взглядах и мыслях, преисполненная духовности и красоты...
Решение поставленной проблемы Влас Самчук видит прежде всего в искоренении глобального равнодушия людей, борьбы с денационализацией, которую надо «вырвать с корнем». «...не все равно, кто как говорит, каким богам молится, какие книжки читает. Не все равно, какими именами названные улицы наших городов... Не все равно, ...кого мы учим в школе... А когда — все равно, то это значит, что все равно для нас, кто есть мы самые».
Удивительно, что десятилетие прошли со времени написания этой статьи, но она будто написана о настоящем, за тем лишь исключением, что большевизм уже повалено. Но, по мне, советская идеология, принцип «мой дом из края» еще живой у изголовья людей. Мы не имеем права судить, мы имеем попробовать понять каждый человеческий поступок. Так, на самом деле, еще несколько десятилетий тома жизни за философией «мой дом из края» могло спасти человеку жизни, спасти ее близких от политувъязнення, от преследований и травль. Но вот уже свыше пятнадцати лет прошло с того времени, как свободно высказываться и создавать искусство на свой вкус может себе позволить каждый без никакого риска. Самое главное — свободно думать, развиваться, формировать в себе наилучшие качества и ценности... Потому что без этого нельзя будет снять вопрос «Нарид или чернь?» с, скажем так, « повестки дня»...
В поисках людской достоинства ( по статье Власа Самчука «Нарид или чернь?»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий