среда, 15 апреля 2015 г.

Осмысление глубины трагедии Дориана Грея

Начиная это рассмотрение, следует подчеркнуть, что безупречная внешняя красота Дориана Грея привлекает внимание уже во время знакомства героя с лордом Генри. Но тогда писатель концентрирует внимание на художественных деталях, совокупность которых позволяет говорить о моральной, духовную чистоту этого красивого и одаренного юноши: “Так, бесспорно, этот юноша — с нежными очертаниями ясночервоних уст, чистыми голубыми глазами, золотистыми кудрями — был чрезвычайно красивый. Его лицо чем-то таким сразу вызвало доверие. Из него проговаривала вся искренность юности, вся чистота юношеского запала. Виделось — жизненная грязь еще не обозначила его своим тавром”. В начале произведения Дориан Грей представляет собой действительно счастливый, полно гармонический человека, который объединяет впечатляющую внешнюю красоту и человеческие добродетели, которые украшают ее.


В конце произведения, когда обезумевший от ненависти до портрета, который кажется ему виновным во всех его несчастьях, Дориан Грей делает попытку уничтожить своего врага, но уничтожает себя, мы видим совсем другой человека. Вот что увидели челядинцы Дориана Грея, когда попали в закрытую комнату, где их хозяин прятал “свидетеля” своих преступлений: “Когда они вошли в комнату, на стене им бросился в глаза замечательный портрет их хозяина — подлинно такого, которым они в последний раз его видели, во всем блеске его волшебной юности и красы. А на полу, с ножом в груди, лежал какой-либо мертвец в вечернем костюме. Весь в сморчках, вимарнилий, аж взгляд воротило. И лишь постерегши перстни у него на пальцах, челядинцы узнали, кто это”. Итак, ничего не осталось от искреннего, духовно чистого, откровенного и счастливого человека. Раньше гармония внутренней и внешней красоты делали Дориана Грея неповторимым человеком, сейчас мы видим “некоторого” мертвеца, и узнать этот урода невозможно.


Внешние изменения есть на самом деле ужасными. Оскар Вайльд очень подробно, психологически убедительно обрисовывает процесс “преобразование” героя. Но в то же время нельзя не задать себе вопрос: “Или есть это преобразование, это самоуничтожения человека естественным для нее, поскольку обусловлено ее характером, личностью, или оно стало следствием такого себе “ несчастного случая”, которым при этих условиях нужно считать встречу Дориана Грея с лордом Генри”? На первый взгляд, создается впечатление, которое именно лорд Генри, который сознательно соблазнял Дориана Грея теорией “ нового гедонизма”, виновный в том, что жизнь морального и талантливого юноши была потеряна. Соответственно, Дориан Грей окажется своеобразной жертвой лорда Генри. Именно жертвой, потому что противостоять этому человеку было крайне тяжело, а Дорианови, наверное, вообще невозможно:, в начале произведения эти личности отличались одна от одной как небо и земля


Для осмысления глубины трагедии Дориана Грея нужно вспомнить, что представляет собой психологическая сущность “нарцисизму”. Е. Фромм отмечал, что “нарцисизм необходимый для сохранности жизни и одновременно является угрозой его сохранения. Эта психологическая амбивалентнисть “нарцисизму” определила судьбу Дориана Грея, который старался навсегда сохранить свою красоту, за что был наказанный судьбой


Посмотрим, каким образом счастливый и гармонический молодой человек по имени Дориан Грей превратилась на фигуру, жизнь которой было посвящено сохранению внешней красоты, которое стало на некоторое время возможному благодаря искажению, даже, можно сказать, уничтожению души


Еще до того, как Дориан Грей, стоя перед собственным портретом, осознал, что его внешняя красота есть образцовой, и перепугался, его душа была взволнована выражениями лорда Генри, его апологией “новому гедонизму” как наиболее соответствующей для главного героя романа философии жизни. Эта психологическая деталь есть очень важной, поскольку речь лорда Генри была для Дориана Грея не просто словами. Это были слова, которые заставили юноши дрожать: “Минут десять он стоял неподвижно, с напиврозтуленими устами и непривычным блеском в глазах. Он неясно осознавал, что в нем возбудились совсем новые мысли и чувства. Но ему казалось, что они поднимаются из глубин его естества, а не принесенные извне. Те несколько слов, которые Безилив друг повив ему, — слов умисне парадоксальных, но сказанных, безусловно, случайно, — затронули какую-то тайную струну, никогда еще не тронутую, и он слышал, как она это трепетала и вибрировала в нем чудными толчками. Именно на этом психологическом фоне состоялось “преобразования” гармонического юнакакрасеня на бесшабашного Нарцисса


Для психологически правильного понимания ситуации необходимо припомнить, что “нарцисизм” как черта характера присущий будьякий психически нормальному, адекватному человеку. Именно поэтому во время характеристики личности “нарцисизм” нельзя считать ее положительным или негативным качеством. Все зависит от того, каким образом он влияет на жизнь личности, на ее самооценку и поступки. В зависимости от этого он может быть полезным, или, наоборот, вредить человеку. Поэтому надо сосредоточить внимание на том, чем именно стал “нарцисизм” для Дориана Грея и почему его жизни сложилась именно так, а не иначе.


Очевидно, что для героя романа Оскара Вайльда “нарцисизм” стал руководящей формой самозащиты. Припомним детство Дориана ґрея, холодное и вражеское отношение дедушки, морально обезображенного человека, к единственному внуку. Оно было обусловлено тем, что иметь Дориана, признанная красавица, женщина, которая принадлежала к английской знати, наперекор воле отца полюбила неимущий, не вельможный человека. Возможно, чрезвычайно трогательная внешняя красота героя обусловлена именно этой пылкой, беспредельно искренней любовью его родителей? Впрочем, для дедушки это было сплошным унижением, поэтому он сделал, чтобы отца его внука было вбито, а собственная дочь, потерявши любимого мужчины, умершая. Вот как рассказывает об этой трагедии, которая стала следствием и выражением залоговых предрассудков общества, лорду Генри его дядя: “Я слышал -он (дедушка) забрал дочь назад к себе, но она с того времени ни словом не обзывалась к старому. Далеби, печальная история. Где-то так за год дочь умершая…” [1; 23]. Итак, воспитанием ребенка охранял лорд Кельсо, и это воспитание оставило в Дориана Грея найнеприемниши воспоминания


О том, что детство Дориана Грея было трудным и безрадостным, свидетельствует многозначная художественная деталь: убедившись в том, что портрет всегда будет отражать его преступления, он перепрятывает этого неумолимого “обвинителя” на другом этаже дома. А именно, в комнате, которая продолжительное время была сначала его детской, а потом классной комнатой


В этой комнате он сначала жил, а потом учился, и воспоминания об этих временах неприятно растрогали Дориана Ґрея. Оказавшись в комнате, он якобы поворачивается в свое безрадостное детство: “Это просторное пропорциональное помещение покойный лорд Кельсо специально обустроил для своего маленького внука, которого терпеть не мог за разительное сходство к матери, да и из других причин, и все старался держать чимдали от себя. На Дорианив взгляд, комната эта почти не изменилась…” . Впрочем, внешняя “неизменность” комнаты это больше подчеркивает необратимые изменения, которые состоялись в душе неизменяемого красавца Дориана Грея: “Каждый миг его одинокого детства возникала перед ним, пока он оглядывался вокруг себя. Он припомнил незапятнанную чистоту мальчишеских своих лет, и ему стало жутко от мысли, что этот фатальный портрет должен быть скрыт именно здесь.


Чему же портрет “ должны быть” скрытый именно в этой комнате? Кстати, мы снова видим использование писателем уже знакомого приема “обрамление”: уничтожая портрет, Дориан Грей уничтожает себя, и он идет из жизни в комнате, в которой оно, в сущности говоря, и начиналось


Жизнь, в котором еще в начале его не было любви, также заканчивается без любви. Иметь не могла любить своего сына, потому что после гибели мужчины медленно шла из жизни, которая потеряла для нее будьякий смысл. Дедушка, как указано выше, ненавидел внука за то, что он был подобен к матери, поэтому о любви не шло… Соответственно, или мог при этих условиях Дориан Грей кого-то любить, или могла любовь в него жизни стать своеобразным спасением от всего негативного, что определяло его детство



Осмысление глубины трагедии Дориана Грея

Комментариев нет:

Отправить комментарий