среда, 4 марта 2015 г.

Женские образа в романе Афанасия Мирного "Разве ревут волы, как ясли полные?" (3)

Афанасий Мирный хорошо знал жизнь народа, верил в него здравый смысл, старался правдиво рассказать о болях и радости людей — трудолюбивых, искренних, добрых. Таким возникает перед нами социально-психологический роман "Разве ревут волы, как ясли полные?". Произведение многоплановое, богатый на колоритные фигуры. И особенно трогательно срисовал писатель обиды женщин: Мотри, Гали, Христе, Евдокии. Все действующие лица якнайповнише раскрывают разногласие образа Чипки, который борется против неправды, но и сам начинает совершать зло, потому что не нашел правильного пути к счастью


Огромное чувство материнской любви переполняет сердце Мотри. Сызмала бедность и трудная работа, потом завядшая девичья краса сделали ее символом украденного счастья. На короткую минутку улыбнулась солнце-судьба: казак Иван Майский жук повенчался с Мотрей. Кратковременное осеннее солнце зашло, а Майский жук оказался Вареником, который убежал из Дона, где имел и женщину, и детей. Это так "счастье" упало на ее бесталанность. Потом родился Чипка — надеялись вырастить его да и жить лучше, хотя под старость. И снова мечты не сбылись — сын стал вором и разбойником. Когда-то в детстве он обещал бабе Оришци: "Я, бабуню, добрый...Я злого не буду делать". Таким воспиталась иметь своего сына. Из рассказов близких он перенимает народную мораль: веру у Бога, добро, искренность, работу и кусок хлеба, орошенный тяжелым потом. Это заслуга Мотри, а беда в том, что она сама не имела счастливой судьбы, не смогла отвернуть сына от одвичной борьбы добра и зла в мире, где чаще побеждает неправда. Афанасий Мирный подчеркивает величие материнства, не осуждает зболену горем, работой согнутую к земле женщину: "и кляла она свою судьбу, проклинала людей, проклинала свой любимый ребенка — своего сына, которого так сетовала... Это был мучительный крик души, глубокая враза сердца, — никому не известная, кроме матери..."


Даже Чипка понимает, что трагическая судьба постигла не одну Мотрю: "И то ли же одна моя иметь такая? Разве одни мы?..." Риторический вопрос подчеркивает безысходность этого становища. Тихая и покорная любовь к сыну, материнское всепрощение — такая ее судьба, как и судьба многих женщин в несправедливом классовом обществе


Максимова дочь Галя воспитывалась в благосостояниях, но в окружении воров и пьяниц, однако выросшая порядочной девушкой и мечтала о тихом и мирном жизнях с Чипкою. Романтическая встреча с "полевой царевной" поражает чистотой чувств, богатством впечатлений, которое невольно настраиваешься по мнению о счастливой судьбе влюбленных. Но жестокая жизнь, злоба людская разбивают эти надежды. Печаль переживания за свою разбойничью семью, за Чипку наложили на душе кандалы беспокойства и тревоги. Она прошла дорогами боли: Чипка обещал жить честно, и не смог соблюсти слово. Последний его преступление доказывает Галю к самоубийству


А как хорошо начиналось их общая жизнь и как трагически завершилась! Исчезло счастье, потому что исчезнувшая правда на миру. В этом образе воплощены народные стремления к честному трудовому жизни, к красоте и сердечности, нежности и верности. Г. Мирный симпатизирует Гали, подчеркивая внешнюю красоту ("...белое, румяное личико, глаза бархату, черные"), дополняет внутренней, что гармонизируется с языком героини, которая "щебечет, как ластивочка". Вот такой возникает перед нами "полевая царевна" Галя. Для нее Чипка стал причиной и счастье, и боли, и гибели


Авторское изображение других женских образов — Евдокии и Христи — также иллюстрирует одвичну борьбу добра и зла. Евдокия всю жизнь провела среди воров и умирает неожиданно, что символизирует мгновенность и никчемность такого бытия. Христя, жена Григория, хорошо понимает поиски правды Чипкою, сочувствует Гали и Мотре. ее сиротство, супружеская жизнь не перевешивают призрачного надежд быть доброй, но жить среди «лихлюдей.


Итак, обрисованные Афанасием Мирным женские образа романа воплощают стремление к счастью, к миру и уюту. Имея доброе сердце, Мотря, Галя и Христя не испытали в полной мере материнского и женского счастья


При которых обстоятельств произошел моральная ломка личности Чипки, был ли у него другой выход?


Роман "Разве ревут волы, как ясли полные?" Афанасий Мирный и его брат Иван Билик начали писать под впечатлением рассказа о реальном человеке-разбойника Василия Гнидку. Роман, в котором социально-исторический анализ действительности объединяется с глубоким психологическим исследованием внутреннего мира человека, называется социально-психологическим. Произведение впервые было напечатано в 1880 года в Женеве. При переиздании в России авторы дали ему название "Пропащая сила".


Главный герой произведения — Чипка. Это образ крестьянина-бунтаря, неутомимого искателя правды, который в конце концов сошел на кривую тропу борьбы и стал "пропащей силой".


Чипка — это мальчик, который никогда не видел своего отца. Его отец был разбойник, который за свои грехи пошел в москале. Иметь у него — бедная крестьянка, Чипка возрастает в бедности, в атмосфере враждебности и недоброжелательности. Трудно было детство у Чипки: и дети не брали его к своей компании, и матери он почти не видел, потому что все время тяжело работала. И зато любила его бабушка. Как кто-то обидит его, то она и пожалеет, и головку погладит, и сказочку о Боге расскажет. Чипка всем интересовался, о всем бабушку расспрашивал. "Я, бабушку, буду добрый... я злого не буду делать", — говорит он ей после рассказа о Боге


Как подрос Чипка — стал бегать: то выбежит было из двора на выгон, и прямо к детворе так и чешет. А они начнут из него насмехаться, щипать, а иногда побьют да и прогонят. Село знает одну славу — честь. Вот на селе и спрашивают: или "честного" рода? А тогда уже и братаются... Чипка был "урод" ... Как же Чипку принять в игру?!


- Урод идет! - кричит, забачивши издалека Чипку, белоголовый мальчик


- Запорток! - подходит второй. - Ходим к нему!


Побегут, обступят кругом и начинают с него глумиться. Когда Чипка возвращался к дома в слезах, бабушка утешала его, голубила и начинала уговаривать:


- Не ходи туда, сыну! Не хода, моя ребенок! Вишь которые


То лихие дети: бьют тебя, малого, зобижають... Не ходи!...


Уязвимая душа и любознательный ум ускоряют прозрение Чипки. Его горячо, доброе сердце, разбуженное увиденным, долго не могло заспокойтись.


Когда Чипка стал хозяином в своем хозяйстве, то у него дела пошли к лучшему. У него была скотины и лучше всего рожь. И иметь его подобришала, потому что вся жизнь с утра до вечера работала за копейки, а здесь все-таки хозяевами стали


В это время Чипка и встретил Галю — "полевую царевну" и полюбил ее. Эти дни в жизни Чипки найщасливиши. И длились они недолго. Однажды из Дона появился какой-либо Луценков, и за деньги волость отобрала у Чипки землю


Пить и гуляя, Чипка подобрал трех товарищей — Лушню, Мотню и Крысу. В романе глубоко мотивируются преступные действия парня. Однажды напившись, он говорит матери: "А все люди, все люди... А баба учила меня людей прощать, а дед Влас любить... Глупое! Глупое! Не стоят они слова доброго, их мучить, им у... мор..." И в этих словах уже видно первые шаги падения Чипки.


Однажды Чипка принимал участие в краже и прибил господского сторожа. За это Чипку арестовали. В тюрьме возрастает у него гнев на сельского главу и писаря. Но он дал слово матери, что такое более никогда не повторится


Женившись с Галею, Чипка нежно любит ее, уважает мать, добросовестно работает в хозяйстве, искренне помогает всем, кто обращается к нему при поддержке. Его "суровая натура, закаленная давней нищей жизням, мягчила: он теперь стыдился своего давнего безпрока, той кровавой тропы, которой он думал дойти до счастья". Его избрали членом земской управы. Он все думал тогда, как служить людям, как добро им будет нести, и о старом зовсимзабув.


И была последняя капля, через которую Чипка снова пустился в воровство. Ничто уже потом не могло его остановить. 1 его уверенность в том, что зло надо преодолевать взлом, обернулась взлом против него самого


Это зло привело Чипку к кровавой резне на хуторе Хоменкив, стала причиной самоубийства Гали, а позднее — смерти матери. Общество, в котором жил Чипка, уничтожало його.


Неумение найти истинные пути борьбы против угнетателей и обидчиков, "кривая тропа" бунтарства и превратили Чипку на "пропащую силу". Чипка избрал путь борьбы, но не понимал, что бороться за правду надо только правдой, а неправда порождает еще больше зло



Женские образа в романе Афанасия Мирного "Разве ревут волы, как ясли полные?" (3)

Комментариев нет:

Отправить комментарий