Франция — страна давних гуманистических традиций. Тема защиты человека, отстаивание права личности на ее полное самовыявление проходит красной лентой через всю французскую литературу. Неслучайно поэтому одно из главных мест в ней занимает психологический роман, непосредственно нацеленный на роз
Криття внутреннего мира человека, на изображение отношений между людьми, прежде всего в сфере частного жизни. Психологизм, который отбивает чувствительность, которая заострилась, ко всякому роду покушений в честь и достоинство личности, настолько просочился в литературную атмосферу послевоенной Франции, который даже затронул такой жанр, как детективный роман, который возник еще в XIX столетии как прославления рационализма и торжества логики. Со временем эти победы ума утратили свою значимость, потускнели и выродились в умело представленное разгадывание «загадок», созданных преступлением. Раскрытию внутреннего мира персонажей в этих « романах-загадках» не отводится особого внимания, потому что это обычно бывает ненужным для розплутування узла таинственных событий. Детективы - розслидувачи оперируют сугубо логическими вычитаниями и разными по следам и доводами
Правда, еще в 30-те года Жорж Сименон включил в свои книги значительные элементы психологизма. Он создал емкий образ комиссара Мегре, показав не только его детективные возможности, но его личные, человеческие качества. Герой Сименона расследует глубокие побудительные мотивы поступков людей, открывает тайне их внутреннего мира, дает им психологическую характеристику
Жорж Сименон тем самым «очеловечивает» жанр детективу, ломает представление о нем как лишь об «игре ума». Но в конце-концов детектив все же остается в рамках традиционного « романа- загадки». Проникновение в область психологии помогает его герою найти истинных преступников и отвести меч правосудия от невиновных. Психология в него романах выполняет, таким образом, детективную функцию, служит инструментомрозслидування.
Сименон писал не только чистые детективы, но и произведения, посвященные драматической внизу личности в буржуазном обществе. Благодаря этим книгам его временами сравнивали с такими мастерами прозы XX столетие, как Франсуа Мориак и Грем Грин. Но все же главный успех Сименона связан с образом комиссара Мегре. Как и предназначено Большому сыщику, он умеет распутывать целиком безнадежные дела. Но не числом блестящих побед запоминается этот персонаж. Его отличает умение сочувствовать неудачникам и аутсайдерам. В отличие от предыдущих сыщиков - розслидувачив в мировой литературе, комиссар Мегре не поднимается над читателем, не подавляет его своей эрудицией и гениальными свойствами к логическому анализу. Сименон наделил его другими качествами, которые позволяют ему точно и безошибочно определять преступления и разбираться в сложных загадках, викликанихзлочином.
Мегре имеет обостренное чувство справедливости, необыкновенное умение ощущать людей и атмосферу действия в ее более всего характерных, реальных проявлениях. Он обращается не столько к уму и логике, сколько к сердцу и душе личности. Он хочет вместе с восстановлением истины по мере возможности восстанавливать также и справедливость, защищать « маленьких людей» от « сильных мира этого». Недаром этот персонаж временами говорит, что он «не думает», к выводам он приходит не путем дедуктивных вычитаний, а ставя себя на место потенциального преступника, представляя себя у него коже
Попытки отыскать типичный «сюжет Мегре», как правило, выявляли отсутствие общего канона. Удачно найденный Сименоном характер оказывался тем стрежнем, вокруг которого могли группироваться криминальные события разного рода. Обворожительность персонажа временами бывало способна вытянуть не очень удачную фабулу, заставить читателей забыть натяжки и просчеты
Таким образом, произведения Жоржа Сименона могут дать ясное представление о том, что детективный роман — это не всегда развлечение или отвлечение от живой, конкретной реальности, в своих лучших образцах он затрагивает « болезненные точки» современности, выступает на защиту человека, когда и оказывается у опасности
Образ большого сыщика Мегре ( по произведениям Жоржа Сименона)
Комментариев нет:
Отправить комментарий