понедельник, 2 марта 2015 г.

Произведение по роману В. П. АСТАФЬЄВА «ПАСТУХ И ПАСТУШКА»

Едва больше полвека, которые прошли после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время демократизма и гласности, которое просветило светом правды много страниц нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новый и новый вопросы. И возле с традиционно рассмотренными произведениями Ю. Бондарева, В. Бикова, В. Богомолова в нашу жизнь входят «не полуправды, которые терпят,» романы В. Астафьева «Пастух и пастушка», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и рассказ В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева.


«Фатальным препятствием на благородном человеческом пути была и остается война - самое аморальное действие из всех, которые породил человек». И потому не умолкает война в творчестве Виктора Астафьева. О тех молодых ребят, с которыми пришлось писателю воевать, но каким не пришлось дожить к Победы, и написал он одну из лучших, по-моему, одну из самых «трудных и больнее достались ему вещей» - повесть «Пастух и пастушка». В этой повести воспроизведенный образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не измятых, не подавленных


«Современная пастораль» - такой подзаголовок, многое определяющий и, что проясняет в идейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой есть любовь, есть счастье - эти главные приметы традиционной пасторали


Но недаром писатель рядом со словом «пастораль» поставил слово «современная, как бы подчеркнувши тем самым жестокую определенность времени, безжалостное к человеческим судьбам, к самым тонким и трепетным порививдуши.


Є в повести очень важное противопоставление - детское воспоминание главного героя, лейтенанта Бориса Костаева, о театре с колонами и музыкантом, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юном пастуху и пастушку, которые любили друг друга, и «не стыдились этой любви, и не боявшихся за нее, резко, кричаще контрастирует, извне сдержано, но внутренне поразительно глубоко и эмоционально, с обостренной болью и щемящей душу печалью написанной сцены об убитых стариков, хуторских пастуху и пастушку, «обнявшихся отдано в смертный час».


«Залп артподготовки прижал старых за баней - едва их не убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Баба спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку...» Короткая эта сцена, символика которой особенно очевидная в контрасте с театральной идиллией, наверное, центральная в произведении. В ней как бы сконцентрированный трагизм войны, ее антигуманность. И мы теперь не можем воспринимать дальнейший рассказ, следить за короткой, как вспышка ракеты, историей любви Бориса и Люси, за судьбами других персонажей иначе как через призму этой сцены


Показать антигуманную суть войны, которая ломает и перекручивает судьбы, которые не щадит самой жизнь, - главная задача, который поставил перед собой В. Астафьев у повести


Писатель погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, неистовством, жестокостью, страданием, кровью. Вот картина ночного боя: «Началась рукопашная. Оголодалые, деморализованные окружением и стужей, немцы лезли вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все сменило, дрожание земли, тертые с визгом откати пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя». Эта сцена призвана подвести читателя к основной мысли повести: о противоестественности, которая заставляет людей убивать одинодного.


Вне этой главной мысли нельзя понять трагедии повести лейтенанта Бориса Костаева, что умерло в санитарной больнице, которому война подарили любовь и сразу отняла ее. «Ничего невозможно было поправить и возвратить. Все было и все прошло».


В повести «Пастух и пастушка», произведения большое философского содержания, рядом с людьми высокого духа и сильных чувств, писатель создает образ старшины Мохнакова, способного к насилию, готовому переступить черту человечности, пренебречь чужой болью. Трагедия Бориса Костаева становится еще яснее, если пристальнее вглядеться в один из центральных образов - старшину Мохнакова, что не случайно проходит рядом из головнимгероем.


Один раз в разговоре с Люсей Борис выговорит очень важные слова о том, что страшно привыкнуть к смерти, примириться с ней. И с Борисом и с Мохнаковым, что находились на передовой, постоянно видевшими смерть во всех ее проявлениях, случается то, чего боялся Костаев. Они привыкли к смерти


Повесть В. Астафьева предостерегают: «Люди! Это не должно повториться! »



Произведение по роману В. П. АСТАФЬЄВА «ПАСТУХ И ПАСТУШКА»

Комментариев нет:

Отправить комментарий