Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и длится к 40-х лет XIX столетие. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, обращении, одежде, психологии людей
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА
Непосредственной причиной, которая вызвало появление романтизма, была Большая французская буржуазная революция. Как это стало возможно?
К революции мир был упорядоченный, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому - то повезет, а кому - то нет. В эту эпоху возникают и приобретают огромную популярность азартные игры, во всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются пособия из игры вкарти.
В литературе возникают образа игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красного и черное - это цвета рулетки!), а в российской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова
РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь только в игре людин может ощутить силу судьбы
ГЛАВНЫЕ ИДЕИ РОМАНТИЗМА
Одной из основных идей есть идея движения. Герои произведений приезжают и снова едут. В литературе возникают образа почтовой кареты, путешествий, странствий. Довольно вспомнить, например, путешествие Чичикова в дилижансе или Чацкого, что в начале откуда-то приезжает “Лечился, говорят, на кислые он водах...”) , а потом снова куда-то едет (“Карету мне, карету!”). Эта идея отбивает существование человека в постоянно непостоянном миру
ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА
Основным есть конфликт человека с миром. Возникает психология личности, которая бунтует, что более всего глубоко отбил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность это произведения была так большая, что возникло целое явление - “байронизм”, и целые поколения молодых людей старались подражать ему (такой, например, Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова).
Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” - это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликтсдействительностью.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - это мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в него сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в большие беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма
ОТЛИЧИЕ РОССИЙСКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА
Основной литературной формой европейского романтизма стали сказки, легенды, фантастический повести
В романтических произведениях российских писателей сказочный мир возникает из описания повседневности, бытовой ситуации. Эта бытовая ситуация преломляется и переосмысливается как фантастическая. Более всего ярко эту особенность произведений российских писателей-романтиков можно проследить на примере “Ночи перед Рождеством” Николая Васильевича Гоголя
Но главным приизведением российского романтизма по правую полагает “Пиковая дама” А. С.Пушкина. Сюжет это произведения значительно отличается от сюжета знаменитой оперы Чайковского с той же названием
КОРОТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ: Гусарская гулянка-расказ о тайне трех карт, открытой г-ном Сен-Жерменом россиянке графини в Париже - немец, Щообрусив, Германн-Инженер - виднеется узнать тайну - находит старую графиню- у нее воспитанница Лиза - пишет ей письма, которые списывает из любовных романов - внедряется в дом, когда графиня на балле - прячется за портьерой - графиня возвращается - ждет момента, когда она останется в комнате одна - старается раздобыть тайну трех карт - графиня умирает - Генманн в ужасе от случившегося - Лиза выводит его через черный ход - графиня есть Германну в сне и откриват тайну трех карт “тройка, семерка, туз” - Германн собирает все свои накопления и идет в игорный дом, где с ним садится играть владелец игорного дома г-н Чекалинский - Германн ставит на тройку и выигрывает, на семерку и выигрывает, на туза и в этот момент получает с колоды пиковую даму - сходит с ума и оказывается в Обуховской больнице, а Лиза получает наследство, выходит замуж и берет себе воспитанницу
“Пиковая дама” - глубоко романтическое и даже мистическое произведение, которое воплотило в себе лучшие черты российского романтизма. К нашим дням это произведение пользуется нехорошей славой среди театральных артистов и режиссеров и окружено многими мистическими историями, которые происходят с теми, кто ставит на сцене или играет в этом произведении
Романтический герой и главные идеи романтизма
Комментариев нет:
Отправить комментарий