Олесь Гончар — сознательный и мыслящий сын своего народа, а потому и активный участник его живой истории, помня, что история — «...это не только седая мы-нувшина, а и противоречивая, преисполненная драматизму современность и что эту историю ни-нишнього дня имеем создавать вдумчиво, с ответственностью перед будущими по-колиннями».
Опубликованный впервые 1968 года «Собор» своим публицистическим, пристрас-им пафосом призвал читателей задуматься над значением духовных начал в человеческой жизни, исторической памяти, культурного наследства народа. Вместе с тем ро-ман привлекал внимание к таким серьезным негативным явлениям в нашей жизни, как бездуховность, моральное браконьерство, бюрократизм. «Собор» — это роман запи-тай, искать ответа на которые писатель и призывает читателей. Как были истинным? Обогащается ли духовно современный человек? Как жить, чтобы не потерять соборы сво-их душ? Хочет автор узнать, откуда у некоторых современников неумения уважать свой народ, любить своих близких, почему исчез дух вольности и патриотизма, который был присущий борцам за свободу и счастье украинского народа
В «Соборе» есть несколько образных явлений, которые вырастают к уровню символа. Это мо-нумент Титану, урочище Скарбне и, конечно ж, казацкий собор, построенный ко-закамы после разгрома Сечи. Но собор вместе с тем есть и воплощением высокого духа на-родного. Собор возникает в романе как чудо совершенства народной архитектуры, как памятка исторического прошлого народа. В романе собор стал эпицентром конфлик-ту между людьми, между духовностью и бездуховностью
О чем бы не писал Олесь Гончар, он видит собор прежде всего как величие духа, как мирило совести, как укор недбальцям и корыстолюбцам. В воображении Николая Баглая со-бор возникает в одном ряде с нерукотворными ценностями, потому что мальчик считал, что есть в соборе свободный дух, любовь, непокоренность. А это те человеческие черты характера, без которых нельзя сохранить, невозможно выстроить государство, стать свободной и независь-ною страной. Недаром писатель призывает беречь соборы своих душ. Такие, как брать Баглай, Изот Лебеда, берегут их, не позволяют их калечить
Считаю, что роман «Собор» — это завещание нам, современникам, ценить красоту, быть духовно богатыми и щедрыми на добрые поступки
Символичнисть названия романа Олеся Гончара «Собор»
Комментариев нет:
Отправить комментарий