четверг, 12 марта 2015 г.

Идея родственности жизни и творчества, быта и екстатичности в произведениях Бориса Пастернака


Искусство возникает среди будничности - эту истину Борис Пастернак запомнил еще из детства: ему повезло появиться на мир в семье известного художника и пианистки, итак он имел возможность убедиться, что на самом деле нет четкого распределения между мирами обычного жизни и творчества. Наверное поэтому проблемы искусства и его места в повседневности не только стали руководящими в него творчестве, но и достали своеобразное философское толкование. Что-нибудь может подтолкнуть творческий человека увидеть прекрасное или даже глубинные связи между образами и идеями, между разнообразнейшими проявлениями человеческого существования и художественной вселенной. В произведениях Бориса Пастернака всегда бросается в глаза внешняя случайность толчков к написанию стихов. То это вид из окна дачи, где соседствуют поле и кладбище, из-за чего возникают мысли о недолговечности жизни, то свечка, которая горит на столе… Изображая сугубо лирическую ситуацию или даже природу. Пастернак постепенно подводит к мыслям философского плана. Чрезвычайно точные зрительные образа картин, на которые поэт будто заставляет своими глазами смотреть читателей, временами дополняются ассоциациями, которые поражают неожиданностью. Но бывает и наоборот: абстрактная идея или понятия вдруг связывают с образами крайне будничными. Наверно, лишь Пастернак мог увидеть, что «Время подобный таракану». Это не только оригинальность собственно стилю, быстрее своеобразность мировосприятия самого поэта, которая не могла не отразиться у него произведениях


Год сгорел на керосине, Будто мушки, которые в лампу упали. Вон, как звезды серо-синие, Встал он измокший, встал осиалий. (« По стене сбегали стрелки»).


Год - промежуток времени, но в таком метафорическом изображении да еще и в сочетании с более чем бытовым «керосином», он становится слоговой частью той же единства большого и малого, бесконечного (время, вечность) и быстротечного


Этот февраль! Время для слез и стихов. Что не стихают не на миг, когда гремит, грохочет хвища Й весной черной горит


В этих строках снова объединяется извне почти несоединимое, противоречивое, противоположное: слезы и грохотания (еще и с «горением» весны) имеют совсем разная эмоциональная окраска, стихе со слезами, правда, во многих поэтов легко становятся единым целым, но не в Пастернака. Но вопреки противоречивости, образ остается целостным, «несовместимость» усиливает выразительность мысли. Что-то подобное мы можем встретить почти в каждом произведении Пастернака. Например, в звездном небе люди всегда усматривали что-то величественное, выше за земную жизнь, аж вдруг:


Этим звездам к лицу бы хохотать. Но вселенная - мистина глухая. («Определение поэзии»).


Итак, то, что другие возвеличивают, Пастернак возвращает «на землю». И противоречивое единство всего существующего имеет и оборотная сторона: обычное так же легко в него произведениях приобретает всемирные, космичнихмасштабив.


А ураган метет и метет: Концы, начала замело. Вспомню вдруг: солнце есть, увижу: мир не тот давно.


Обычный ураган возникает метафорой неспокойных времен первой половины XX век, но остается и стихийным явлением. Намеренные повторы делают ударение на непрерывности процесса изменений, и его подчеркнутая постоянность превращает его снова на что-то другое, противопоставленное и чужое людям, которые наблюдают за ним через оконное стекло окна. И снова, уже в другом стихи: «Мело, мело на всий земле…», а где-то в комнате на столе горит свеча, и идет себе по другим правилам жизни лирических героев, не менее (а может и более) богатое за внутренним содержанием и насыщенностью. С ненавязчивой легкостью обычная картина вечера вспыхивает бурей чувств, вдохновение, даже экстазом, и вот уже:


Скрестились руки и уста, скрестились судьбы


Здесь ограниченное пространство, маленькая свечка - и глобальная безграничность личной вселенной. Духовная независимость лирических героев позволяет им иметь эту безграничность у себе


На свечку дышала мгла, Й соблазна сила Крестообразно подняла, как ангел, крыла


Ураган за окном не может погасить эту свечку… В истинной жизни, в природе есть все. Поэзия Пастернака тем и интересная, что он смог передать сущность противоречивого единства, потому что все переходы от будничного к высокому, бытового и духовного, взятые вместе и отдельно создают этот удивительный и своеобразно правдивый образжиття.



Идея родственности жизни и творчества, быта и екстатичности в произведениях Бориса Пастернака

Комментариев нет:

Отправить комментарий