Три мира (библейской давности, советской современности и фантастической "демониади") в произведении Г. Булгакова "Мастер и Маргарита"
В романе "Мастер и Маргарита" автор объединяет, казалось бы, такое, что соединить не возможно: историю и фантастику, реальность и миф, смешное и серьезное. Но читая роман, понимаешь, что по-другому написать его и невозможно, ведь в нем представлено три мира - библейская давность, современная Булгакову действительность и фантастическая реальность демониади.
Сначала кажется, что связь этих миров кое-что условный. Роман о Понтии Пилата и иешуа Га-Ноцри просто роман в романе как форма. Но со временем оказывается, что глубинный смысл в том, как связанные главы, которые рассказывают о библейской давности, с современностью. Центр жизни любого общества - ментальность, построенная на законах морали. Когда наблюдаешь жизнь советского общества, описанная Булгаковым, кажется, что люди забыли о моральных правилах. Так вот рассказ о событиях первого столетия призваны напомнить людям о вечных законах бытия. Ничего не потеряло актуальности из тех пор. Трусливость и до сих пор полагает за недостаток, который тянет за собой преступление. Измена осталась изменой. И ныне люди хотят добра и справедливости. Правда, иногда только для себя. Но кажется, это и есть то, что объединяет все три мира: вера в закон справедливости, неизбежность наказания зла. Итак, добро и зло - это мера человеческого общества и личности. Справедливое наказание за зло и отдача за добро служит в автора движителем всего сюжета. Есть что-то бесшабашно в попытке решить вечную проблему борьбы добра со взлом, привлекши до этого самого сатану. Так к реальности добавляется еще один мир, довольно фантастический, на первый взгляд. Но через него реальный мир освобождается от ябед, как Алойзий Магарич или клеветников и взяточников, пьяниц и лжецов. Читатель понимает Маргариту, которая, превратившись на ведьму, отомщает критику Латунському, совершив в него квартире истинный погром. Колдовским получением справедливости выдается и возвращение Мастера к своему дому вместе с Маргаритой, и сохранение его романа - "рукописи не горят!" Вместе с тем автор высказывает мысль о том, что не только благодарность за грехи - символ справедливости. Ведь же она невозможная без милосердия. А здесь уже не фантастический мир поможет, а мир библейских истин, которые пережили столетие и направляют действия человека. Так на реальности завязываются все миры. Однако существование мира библейской давности, как и фантастического мира Воланда, наполняют современность новым содержанием. Жить не так просто, но есть вечный закон справедливости и добрая, который руководит человеческими поступками и развитием всего человечества
Три мира (библейской давности, советской современности и фантастической "демониади") в произведении Г. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Комментариев нет:
Отправить комментарий