воскресенье, 1 марта 2015 г.

Мертвые души характеристика образа Манилова

Манилов - "сладкий" сентиментальный помещик; первый, к кому направляется Чичиков в надежде приобрести мертвые души(гл. 2). Персонаж, "собранный" из обломков литературных штампов; связанный с водевильно-комедийным типом жалостного "карамзиниста"; с мольеровским типом " бессмысленного дворянина" и др. Сквозь многочисленные литературные маски в обиде М. просвечивает маска социальная


В него портрете(белокурый волосы, голубые глаза), в рисунке его поведения(нудная мечтательность при полной бездеятельности), даже в возрасте(близко 50 лет) могут быть познаны черты "сентиментального", душевного и пустого государя Александра I последних лет его правление, которые привели страну к катастрофе. Во всяком случае, это тот же социальный тип. (Попытка связать М. с Николаем I, что делалась, была сознательно ошибочной.) Имя жены М., приятной госпожи, которая плетет кружевные кошельки, - Лизанька - совпадает как с именем сентиментальной героини Н. М.


Карамзина, так и с именем жены Александра I.


Сконструированность образа М., его сотканность из чужих клочков, отсутствие которого бы то не было намека на биографию подчеркивают пустоту героя, "никчемность", прикрытую сахарной приятностью виду, "великатностью" поведения. ( По отклику рассказчика, М. - ни сие ни то, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; чортзна-що такое.)


Характеры помещиков, изображенных в поэме, отбиваются в вещах, которые их окружают. Дом М. стоит на юру, открытый всем ветрам; "убыль горы" покрытый подстриженным дерном; видно жиденькие вершины берез; беседка приподнято поименована "Храмом отделенного раздумья"; ставок полностью завлеченный ряской; всюду серенькие дома, числом 200; в селе нет деревьев; "окраска" дня - не то ясный, не то пасмурный, светло-серого цвета - совпадает с колором кабинета М., покрытого голубой краской на зразоксиренькой.


Все это указывает на никчемность, безживность героя, от которого не дождешься никакого живого слова. Скрытой "мертвенной" М. отвечает бездеятельность(он не знает, сколько мужчина у него умерло; всем ведает 40 н летний сытый приказчик), недвижимость его проведения( в зеленом шалоновом сюртуку или в халате, с чубуком в руке) времени. Зацепившись за любую тему, мысли М.


Выскальзывают в никуда, в раздумья о благополучии дружеского жизни, о мосту через пруд, о бельведере, таком высоком, что из него можно за чаем наблюдать Москву, к которой насилу доедет колесо чичиковской брички. В мире М. нет и времени: два года заложенная на одной и той же странице какая-то книга(наверное, выпуск журнала "Сын Отчизны"); восемь лет длится брак - но М. и его Лизанька как и раньше ведут себя как молодожены


и действие, и время, и смысл жизни замененные словесными формулами; услышавши от Чичикова его странная просьба("Я желаю иметь мертвых.".), М. ошеломленный, остается несколько минут с раскрытым ртом, и подозревает гостя в сумасшествии. Но стоит Чичикову подобрать изысканное словесное оформление своей дикой просьбе, как М. абсолютно успокаивается. Причем навсегда - даже после "изобличение" Чичикова он будет настаивать на него "доброкачественности" и высоких свойствах чичиковской души


Мир М. - это мир неправдивой бытовой идиллии, которая богатая неправдивой утопией фантастического благоустройства(ср. греческие имена его детей - Фемистоклюс и Алкид, кроме всего другого связанные с греческим происхождением идиллии). "Ошибочность" маниловськой утопии и маниловськой идиллии обусловленная тем, что не идиллического прошлого, ни утопического будущего в М. нет, как нет и настоящее


Путь Чичикова в Маниловку, что потеряла, не случайно изображенный как путь в никуда : даже выбраться с Маниловки, не потерявши на пространствах российского бездорожья, - и то трудное. (Имея намерение попасть к Собакевичу, Чичиков должен будет сначала заночевать в Коробочки, а потом завернуть к Ноздреву, т.е. именно к тем "незапланированных" помещиков, которые наконец и потеряют его знаменитую репутацию.) Согласно сюжетной схеме 1-го поэтому, что "переворачивает" схему дантовского "Ада", ОБРАЗМ.


В портретной галерее погибших или гинучих душ занимает одновременно и найвище, и наиболее низкое место; он в равной мере "прописанный" и в верхнем круге, Лимбе, и в последнем, 9-му круге российского "ада", откуда нет шансов выбраться в грядущий российский "рай". В М. нет ничего негативного; он не лег так низко, как Плюшкин и тем более сам Чичиков; он не совершил в этой жизни ничего непригодного, потому что вообще ничего не совершил. Но в нем нет и ничего положительного; в нем абсолютно умерли которые бы то не было задатки. И потому М.


В отличие от других "напивнегативних" персонажей не может рассчитывать на душевное преобразование и возрождение(смысловая перспектива 2-го и 3-го томов) - в нем ничего возрождать и превращать



Мертвые души характеристика образа Манилова

Комментариев нет:

Отправить комментарий