Поэзия часто говорит о себе самая - устами авторов. Те или другие аспекты поэтического назначения привлекают к себе внимание разных поэтов. В российской литературе эта градация представлена большими ее именами, такими, как Пушкина, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свою, оригинальную мысль по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Она появилась следствием его общих мировоззренческих и эстетичных взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему. Первое, что привлекает внимание в стихах Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, которая всасывает все вокруг. Эта мгновенно родившаяся формула одного из ранних стихов поэта стала стойким образом поэзии во всей его творчества, своеобразным ее определением. Позднее, в стихе, которые так и называется - «Определения поэзии», автор не находит ничего более емкого и точного для передачи сущности искусства, чем перечисление явлений окружающего мира:
- Это - круто, что налился свист, Это - клацанье сдавленных льдинок, Это - ночь, которая леденит лист, Это - двух соловьев поединок.
Так составляется в поэзии Пастернака единый и неповторимый образ искусства- губки, искусства - органа чувств, такого шестого чувства, о котором когда-то писал Гумильов. Этот образ не сразу стал доминирующим в творчестве автора. Так, в стихе «Банкеты» поэт еще склонен к традиционным изображениям поэтических банкетов: «Исчадия мастерских, мы трезвости не терпим». Припоминается Блок с него «Поэтами»; «А в поэта всемирный запой, и имело ему конституций!». Но уже и в этом стихи банкет имеет особый характер:
- Пью горечь тубероз, неб осенних горечь, и у них твоих измен горящая струя. Пью горечь вечеров, ночей и людных збиговисьок, Строфы, которая выдает, сырую горечь пью.
Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уверенно отвечает, что в ней - наше право на бессмертие: «А в рымах умирает судьба». В рымах рождается та правда, которая невозможная в мире ежедневности, и правда, из которой в эту жизнь входит «миров разноголосица».
Поэзия имеет своим источником самое жизни - во всех его проявлениях. И так же, как самая жизнь, согласно Пастернака, есть неминуемое чудо, поэзия есть «и творчеством, и чудотворством». Поэзия создает «образ мира в слове выявлен». Искусство открывает человеку глаза на мир, на него чудесное существование - в этом его моральная задача, в этом - утверждение принципов добра и красоты. Искусство и простота - тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности образов и приемов. И потому в стихе «Волны» он решает раз и навсегда определить характер и границы поэтической простоты. Поэзии доступно особое знание, она находится в породнении « со всем, что есть», она знается « с будущим в быту», и потому мир для нее появляется в первозданной его простоте. Однако поэт не имеет права выносить эту правду в ее чистом виде, он должен создать мир более сложный: простота в этом случае, наверное, похожая на эссенцию, которая должна быть разбавлена, чтобы ее можно было использовать. Фигура поэта неоднократно появляется перед нами в творчестве Пастернака. Нередко он обращается в своих стихах к образам художников прошлого и современности: Шекспир, Пушкина, Блок, Маяковский. Шопен, Мейерхольд - вот герои его произведений и их адресатов. В поэта особая судьба. Поэтами действительно рождаются, это судьбой данный дар. Поэт есть тако же явление природы, как дерева, как море. Пастернак в какой-то степени романтизирует судьбу художника. Особенно это ощущается в цикле « Темы и акации», неназванным героем которого стал один из поэтических кумиров автора, Пушкина. Герой дан в Пастернака скорее как тип, общий образец судьбы художника. Он есть стихия самой жизни, стихия естественная - автор прибегает к пушкинскому образу моря, соединяя в нем одновременно «стихию свободной стихии со свободной стихией стиха». В стихах появляется, рядом с образом свободной стихии моря, образ пустыни - где, как известно, был врученный герою пушкинского «Пророка» дар «глаголом жечь сердца людей». Поэт вынужден платить за свой гений, платить отказом от части «я». Но при этом мир поэзии Пастернака не знает таких трагедий выбора между призванием и личной жизнью, как, например, у Маяковского, которому приходилось наступать «на горло собственной песни». Мир уравновешен своей сути - иначе он просто не смог бы существовать, поэтому автор говорит о трагическом противопоставлении поэта и действительности. Конфликт, конечно, присутствует присутствующим но не в таких предельных формах, как во многих побратимов по творчеству. Больше того, герой Пастернака не снимает часть вины за него и из себя:
- Я посланный Богом мучить Себя, родных и тех, Которых мучает грих.
Относительно личности художника автор употребляет определение, которые едва ли бы сдались уместными кому-нибудь еще: поэт - заложник и должник, раб; он - в плену и в долге перед жизнью:
- Жизнь ведь тоже только миг, Только растворение Нас самых во всех других Как бы им в дар. Судьба поэта тома полно испытаний и тягостей: …строки с кровью - убивают, Нахлынут горлом и убьют!
Целью творчества Пастернак считает самовыражение, самоотдачу. Его не привлекает просто человеческая слава: поэт должен создавать так, чтобы завоевать любовь пространства. Мир этот ждет работы художника так же, как работы пахаря. Поэт должен выполнить свое назначение на земле не считая нет на что: судьбой за него продуман распорядок действий, и он не упражнению отказаться играть свою роль. Сам Пастернак всей своей жизням подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического назначения. Все, что им созданное, несет на себе отражение тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах. Он во всем старался « дойти до самой сути», он был требователен к себе, к своему мастерству: известно, что он тщательно и подолгу редактировал свои произведения ( об этом с иронией говорит Маяковский в стихе «Тамара и Демон»: «и пусть, озверевши от помарок, об этом пишет себе Пастернак…»). Борис Пастернак не склонен был приписывать поэзии цели конкретные, практические, как делал это в какой-то мере тот же Маяковский. Поэт лишь отчасти позаимствует у классической традиции взгляды о назначении поэзии и дает ей новое определение - трут-губка-поэзия-губка. Она всасывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, оказать его людям, открыть им его - в этом ее высокое назначение, ведь в поэта особое, полное и первичное знания о миру. Личность самого Пастернака - пример для многих его побратимов: например, Г. Ахматова писала в своих стихах о желании «Пастернака перепастерначить». Пастернак - явление для российской литературы сакральное: он - Поэт
Поэт и поэзия в творчестве Б. Пастернака
Комментариев нет:
Отправить комментарий